Приложения
Приложение 1
Таблица зазоров при разборке и сборке агрегата.
№ п/п. | Наименование узлов и деталей | Установочные зазоры, мм. | Браков. зазоры в эксплуат. | Примечание | |
MIN. | MAX. | (более) | |||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
Коленчатый вал дизеля | |||||
1 | Овальность шеек вала: шатунных: коренных: | 0,0 0,0 | 0,02 0,02 | 0,10 0,10 | |
Коренные подшипники коленчатых валов | |||||
2 | Овальность или конусность постелей коренных подшипников | ¾ | 0,02 | 0,06 | |
3 | Суммарный зазор между шейкой вала и вкладышем: - «на масло» в опорном подшипнике - в опорно-упорном подшипнике | 0,15 0,15 | 0,23 0,23 | 0,45 0,45 | Измеряется щупом. |
4 | Разница зазоров «на масло» с одной и со стороны подшипника | 0,03 | 0,05 | ||
5 | Осевой разбег вала в опорно-упорном подшипнике | 0,12 | 0,25 | 0,55 | Измеряется щупом. |
6 | Зазор между буртами опорно-упорного подшипника, крышкой и постелью блока (по обе стороны) | 0,012 | 0,078 | 0,012 | Измеряется щупом. |
7 | Натяг крышки по блоку: а) по размеру 382 б) по размеру 62 | натяг 0,03 мм натяг 0,01мм | натяг 0,1мм натяг 0,04 мм | зазор не допускается. | |
Шатунные подшипники коленчатых валов | |||||
8 | Зазор “на масло” между шейкой вала и вкладышами | 0,12 | 0,21 | 0,35 | по замеру |
9 | Осевой зазор между торцом вкладыша в шатуне и торцом щеки вала | ³2,5 | ³2,5 | ³2,5 |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
Вертикальная передача | |||||
10 | Боковой зазор между зубьями конических шестерен: а) при выбранном разбеге коленчатого вала в сторону управления б) при выбранном разбеге коленчатого вала в сторону генератора | 0,30 ³0,2 | 0,65 ³0,2 | более 0,8 менее 0,3 менее 0,1 | |
11 | Зазор между корпусом подшипника и наружной обоймой радиально-упорного подшипника. | 0,0 | 0,075 | 0,15 | |
12 | Натяг между наружным кольцом роликоподшипника | натяг 0,035 | зазор 0,041 | зазор более 0,1 | |
13 | Зазор в плоскости вращения в шлицевом соединении вала торсионного и вала нижнего на радиусе делительной окружности | 0,29 | 0,54 | 0,70 | |
14 | Зазор в плоскости вращения в шлицевом соединении вала торсионного и вала нижнего на радиусе делительной окружности. | ||||
15 | Зазор в плоскости вращения в шлицевом соединении муфты и втулки на радиусе делительной окружности | 0,25 | 0,45 | 0,70 | |
Антивибратор | |||||
16 | Осевой разбег пальцев грузов | 0,22 | 1,1 | более 1,2 менее 0,2 | |
17 | Износ втулок грузов и ступицы (местный) | ¾ | ¾ | 0,10 | |
18 | Местный износ пальцев в виде овальности или граненности | ¾ | ¾ | 0,05 | |
Цилиндровая втулка | |||||
19 | Диаметр цилиндровой втулки | 207,0 | 207,045 | 207,545 | |
20 | Износ рабочей поверхности втулки | ¾ | ¾ | 0,05 | |
Поршень дизеля | |||||
21 | Линейная величина камеры сжатия | 4,4 | 4,8 | более5,6 менее 0,4 | Измерения производятся по свинцовой выжимке |
22 | Зазор между поршнем и цилиндровой втулкой в нижней части (по юбке), при положении поршня во внешней мертвой точке | 0,15 | 0,25 | 0,50 | |
23 | Зазор по высоте между поршневым кольцом и ручьем: а) у первых двух компрессионных колец б) у остальных компрессионных колец в) у маслосрезывающих колец | 0,18 0,10 0,07 | ¾ 0,19 0,16 | 0,55 0,45 0,25 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
24 | Зазор в замке поршневых колец в рабочем состоянии: а) у компрессионных хромированных б) у компрессионных с бронзовой вставкой в) у маслосрезывающих колец | 1,4 1,0 0,4 | 1,8 1,4 0,8 | 3,0 5,0 3,5 | |
25 | Зазор в замке поршневых колец в свободном состоянии: а) у компрессионных хромированных б) у компрессионных с бронзовой вставкой в) у маслосрезывающих колец | 24 24 26 | 28 32 32 | более35 менее 20 более38 менее 18 более38 менее 18 | |
26 | Высота кромки у маслосрезывающих колец | 0,3 | 0,5 | 1,6 | |
27 | Зазор между вставкой поршня и поршнем в нижней части | 0,05 | 0,17 | 0,35 | |
28 | Зазор между стопорным кольцом и нижней плитой | 0,05 | 0,2 | 0,6 | |
Шатун дизеля | |||||
29 | Зазор между втулкой верхней головки шатуна и поршневым пальцем | 0,1 | 0,182 | 0,35 | |
30 | Осевой разбег головки шатуна по пальцу | 0,3 | 0,67 | 0,95 | |
31 | Зазор между ползушкой и вставкой поршня | 0,20 | 0,26 | 0,40 | |
32 | Овальность поршневого пальца | 0,0 | 0,01 | 0,06 | |
33 | Овальность и конусность отверстия нижней головки шатуна (без вкладыша) | 0,0 | 0,02 | 0,08 | |
34 | Овальность и конусность отверстия верхней головки шатуна (без втулки) | 0,0 | 0,02 | 0,08 | |
35 | Непараллельность (перекос) осей отверстий шатуна | 0,0 | 0,08 | 0,15 | На длине 400 мм |
Топливный насос | |||||
36 | Зазор между зубчатой рейкой и отверстием в корпусе топливного насоса | 0,04 | 0,093 | 0,20 | |
37 | Зазор между торцом шестерни и опорной шайбой пружины | 0,20 | 0,49 | 0,80 | |
38 | Утопание торца плунжера в выточке тарелки пружины | 0,12 | 0,28 | менее 0,12 более 0,35 | |
39 | Зазор между поводковой втулкой и отверстием в зубчатой рейке | 0,03 | 0,09 | 0,20 | |
Форсунка | |||||
40 | Величина подъема иглы | 0,40 | 0,50 | 0,65 | |
41 | Зазор между отверстием щелевого фильтра и толкателем | 0,30 | 0,40 | 0,50 | |
42 | Зазор между щелевым фильтром и корпусом форсунки | 0,05 | 0,10 | 0,20 | |
43 | Выход конца соплового наконечника из корпуса форсунки | 0,5 | 1,5 | менее 0,5 более 2,4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Толкатель топливного насоса | |||||
44 | Зазор между стержнем толкателя и корпусом | 0,02 | 0,063 | 0,20 | |
45 | Зазор между головкой толкателя и корпусом | 0,025 | 0,077 | 0,20 | |
46 | Зазор между роликом и втулкой ролика | 0,02 | 0,63 | 0,15 | |
47 | Зазор между втулкой и осью ролика | 0,02 | 0,053 | 0,15 | |
48 | Зазор направляющим пальцем и осью ролика | 0,045 | 0,195 | 0,30 | |
49 | Зазор между осью ролика и толкателем | 0,02 | 0,053 | 0,16 | |
50 | Износ поверхности паза корпуса под направляющий палец ролика | ¾ | ¾ | 0,50 | |
51 | Разбег ролика в головке толкателя | 0,28 | 0,94 | 2,0 | |
52 | Натяг наконечника толкателя в отверстии толкателя | 0,02 | 0,075 | отсутствие натяга | |
Топливоподкачивающая помпа | |||||
53 | Зазор между пальцем и звездочкой | 0,024 | 0,066 | 0,1 | |
54 | Натяг на запрессовку втулки на стержень ведущей втулки | 0,003 | 0,034 | менее 0,003 более 0,034 | |
55 | Радиальный зазор между корпусом насоса и ведущей втулкой | 0,03 | 0,09 | 0,15 | |
56 | Зазор между втулкой, напрессованной на ведущий валик и корпусом | 0,02 | 0,063 | 0,12 | |
57 | Осевой люфт ведущей втулки в собранной помпе | 0,05 | 0,14 | 0,2 | |
Регулятор | |||||
58 | Зазор между буксой и корпусом | 0,03 | 0,045 | 0,10 | |
59 | Зазор между золотником и буксой: а) по меньшему диаметру б) по большему диаметру | 0,04 0,04 | 0,06 0,05 | 0,15 0,12 | |
60 | Зазор между золотником и плунжером | 0,03 | 0,04 | 0,10 | |
61 | Зазор между выступом ведущей шестерни масляного насоса и втулкой в нижнем корпусе | 0,04 | 0,09 | 0,20 | |
62 | Радиальный зазор между зубьями шестерен масляного насоса и корпусом | 0,03 | 0,08 | 0,15 | |
63 | Боковой зазор между зубьями шестерен масляного насоса | 0,08 | 0,16 | 0,40 | |
64 | Торцевой зазор ведомой шестерни масляного насоса в корпусе регулятора | 0,031 | 0,083 | 0,09 | |
65 | Зазор между осью и ведомой шестерней масляного насоса | 0,025 | 0,057 | 0,10 | |
66 | Зазор между поршнем аккумулятора и корпусом | 0,01 | 0,054 | 0,09 | |
67 | Зазор между цилиндром и силовым поршнем сервомотора | 0,022 | 0,052 | 0,09 | |
68 | Зазор между цилиндром и компенсирующим поршнем сервомотора | 0,009 | 0,047 | 0,09 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
69 | Зазор между осью поршней и отверстием в перемычке корпуса сервомотора | 0,03 | 0,064 | 0,1 | |
70 | Боковой зазор между зубьями конических шестерен привода регулятора | 0,1 | 0,3 | 0,5 | |
71 | Боковой зазор между зубьями винтовых шестерен привода масляного насоса и регулятора | 0,1 | 0,4 | 0,9 | |
Управление дизелем | |||||
72 | Зазор между грузом предельного регулятора и рычагом выключения | 1,4 | 1,6 | менее 1,4 более 1,6 | |
73 | Зазор между торцом пальца поводка и выточкой поводковой втулки (привод реек топливных насосов) | 1 | 2 | менее 1 более 2 | |
74 | Зазор между роликом защелки и кулачком аварийного выключателя | 1 | 3 | менее 1 более 3 | |
Кулачковые валы топливных насосов | |||||
75 | Зазор “на масло” в подшипниках | 0,08 | 0,15 | 0,35 | |
76 | Осевой разбег вала в опорно-упорном подшипнике. | 0,08 | 0,24 | 0,5 | |
77 | Овальность и конусность шеек вала | 0,0 | 0,02 | 0,15 | |
78 | Боковой зазор между зубьями приводных шестерен | 0,1 | 0,3 | более 0,8 менее 0,1 | |
Водяной насос первого контура | |||||
79 | Боковой зазор между зубьями шестерен привода насоса | 0,2 | 0,45 | более 1 | |
80 | Диаметральный зазор между рабочим колесом и всасывающей головкой или корпусом | 0,68 | 1,085 | менее 0,1 более 1,5 | |
81 | Посадка шестерен на валу | натяг 0,008 | зазор 0,035 | зазор более 0,05 | |
82 | Натяг рабочего колеса на валу насоса | зазор 0,004 | натяг 0,04 | зазор не более 0,006 | |
Масляный насос | |||||
83 | Суммарный осевой зазор между торцами косозубых шестерен и планками подшипников (разность размеров корпуса и шестерен) | 0,121 | 0,213 | 0,30 | |
84 | Боковой зазор в косозубых шестернях, прижатых к одному торцу насоса | 0,4 | 0,9 | 1,2 | |
85 | Осевой люфт шестерен в собранном насосе | 0,28 | 0,45 | 0,5 | |
Эластичный привод насоса | |||||
86 | Зазор между втулками (шестерни опорного диска) и шейками ступицы привода | 0,1 | 0,195 | 0,4 | |
87 | Осевой разбег ступицы | 0,105 | 0,30 | 0,7 | |
88 | Овальность отверстий под болты сухарей | — | — | 0,6 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Воздуходувка | |||||
89 | Радиальный зазор между зубьями шестерен | 0,65 | 0,95 | менее 0,55 более 1,0 | |
90 | Зазор между рабочими колесами | 0,9 | 1,3 | менее 0,8 более 1,4 | |
91 | Осевой зазор между рабочим колесом и плитой опорного подшипника | 0,7 | 0,85 | менее 0,6 более 1,0 | |
92 | Осевой зазор между рабочим колесом и плитой упорно-опорного подшипника | 0,7 | 0,85 | менее 0,6 более 0,95 | |
93 | Осевой люфт рабочих колес | 0,0 | 0,05 | люфт до 0,15 | |
94 | Боковой зазор между зубьями координационных шестерен | 0,02 | 0,20 | 0,40 | |
95 | Несовпадение торцов шестерен воздуходувки между собой | 2 | 2 | 2 | |
96 | Радиальный зазор в шарикоподшипнике | 0,035 | 0,080 | 0,16 | |
Эластичный привод воздуходувки | |||||
97 | Боковой зазор между зубьями шестерен | 0,2 | 0,35 | 0,65 | |
98 | Зазор между ступицей и бронзовой втулкой | 0,11 | 0,185 | 0,50 | |
99 | Овальность отверстий под болты сухарей | — | — | 1,0 | |
100 | Высота пружин эластичного привода в свободном состоянии | 72 | 74,5 | менее 71 | |
101 | Суммарный зазор между ступицей бронзовыми втулками | 0,04 | 0,13 | 0,35 | |
102 | Натяг бронзовой втулки в опорном диске | 0,11 | 0,195 | менее 0,05 | |
103 | Натяг бронзовой втулки в ведущей шестерне | 0,09 | 0,165 | менее 0,05 | |
104 | Зазор между посадочными отверстиями ведущей шестерни и опорного диска | 0,06 | 0,14 | 0,5 | |
Насос центробежного фильтра | |||||
105 | Радиальный зазор между зубьями шестерен и корпусом | 0,17 | 0,255 | 0,3 | |
106 | Суммарный торцевой зазор между шестерней и крышкой корпуса | 0,09 | 0,165 | 0,172 | |
107 | Боковой зазор между зубьями шестерен | 0,1 | 0,3 | 0,45 | |
108 | Диаметр цапф ведущей и ведомой шестерен | 31,915 | 31,93 | менее 29,5 | |
Насос центробежного фильтра | |||||
109 | Боковой зазор между зубьями косозубой шестерни и эластичного привода | 0,2 | 0,4 | более 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Турбокомпрессор | |||||
110 | Осевой люфт ротора | 0,2 | 0,36 | 0,50 | |
111 | Зазор между втулкой подпятника и валом | 0,18 | 0,23 | 0,35 | |
112 | Осевой зазор между торцами канавок и уплотнительных колец (зазор в ручьях) | 0,12 | 0,24 | 0,40 | |
113 | Радиальный зазор в уплотнении со стороны компрессора | 0,25 | 0,33 | 0,35 | |
114 | Осевой зазор между колесом компрессора и вставкой | 0,80 | 1,00 | не изменяется | |
115 | Радиальный зазор между колесом компрессора и вставкой (на входе в колесо) | 0,80 | 1,09 | ¾ | |
116 | Радиальный зазор в уплотнении колеса компрессора | 0,40 | 0,50 | ¾ | |
117 | Радиальный зазор между лопатками колеса турбины и кожухом соплового аппарата | 0,70 | 1,0 | ¾ | |
118 | Радиальный зазор в уплотнении со стороны турбины | 0,25 | 0,33 | 0,35 | |
119 | Зазор в стыке замка уплотнительных колец | 0,50 | 0,80 | 1,00 |