Начало >> Инструкции >> Электростанции >> Инструкция по ремонту силовой части турбогенераторов ТВВ-220-2А

Порядок проведения контроля - Инструкция по ремонту силовой части турбогенераторов ТВВ-220-2А

Оглавление
Инструкция по ремонту силовой части турбогенераторов ТВВ-220-2А
Технологические ограничения, указания и меры безопасности
Технологические карты
Порядок проведения контроля
Технические средства, документация
Приложения
Проведение обратной промывки системы охлаждения обмотки статора
Технология изготовления плоских резиновых прокладок уплотнения
Приложения 5-8
Контрольные операции

4.   Порядок проведения контроля, испытания

оборудования.

4.1. Категории качества выполнения работ.

Работы по ремонту генераторов относятся к 3-ей категории качества выполнения работ (в соответствии с “Классификацией компонентов и деятельности по категориям качества № 0‑48-54ИП, категория качества определяется классом безопасности по ПНАЭ Г-1-011-97).

4.2. Схема проведения контроля.

Все работы подлежат самоконтролю со стороны исполнителя. Под контролем мастера  (независимый контроль) должны выполняться ответственные операции по картам технического контроля. Операции и номера карт технического контроля, в которых регистрируются результаты проведения контроля, указаны  в технологических картах.

Приемка отдельных узлов из ремонта производится ответственным за поузловую приемку, назначенным приказом по электростанции.

4.3. Методы контроля, технология проведения контрольных операций, критерии и нормы, допустимые отклонения.

Испытания при ремонтах ТГ производятся в соответствии с требованиями «Объемов и норм испытаний электрооборудования».

4.3.1. Измерение сопротивления изоляции.

Сопротивление изоляции обмоток статора генератора, в соответствии с п. 3.3. «Объемов и норм испытаний электрооборудования», измеряется без воды в обмотке, после продувки ее водяного тракта сжатым воздухом при соединенных с экраном мегаомметра водосборных коллекторах, изолированных от внешней системы охлаждения. Сопротивление изоляции должно составлять не менее 40МОм при 20°С. Измерения с водой в обмотке статора производятся по инструкции завода–изготовителя.

Допустимые значения величины сопротивления изоляции генератора и вспомогательного оборудования отражены в картах технического контроля, куда заносятся результаты измерений.

4.3.2. Испытание обмотки статора повышенным напряжением промышленной частоты.

В соответствии с п. 3.5. «Объемов и норм испытаний электрооборудования» продолжительность приложения испытательного напряжения составляет 1 мин. Изоляция обмотки статора испытывается  после останова генератора и снятия торцевых щитов до очистки изоляции от загрязнения, при циркуляции в системе охлаждения дистиллята с удельным сопротивлением не менее 100 кОм*см и номинальном расходе, если в инструкции завода изготовителя не оговорено иначе. В процессе испытания необходимо вести наблюдение за состоянием лобовых частей обмоток. При этом не должны наблюдаться сосредоточенное в отдельных точках свечение желтого и красноватого цвета, дым, тление бандажей и тому подобные явления. Голубое или белое свечение допускается.

Испытательное напряжение устанавливается в пределах 23,63¸26,77 кВ, но не выше испытательного напряжения при вводе генератора в эксплуатацию. Результаты испытаний отражаются в картах технического контроля

После ввода ротора генератора в статор и установки торцевых щитов необходимо провести контрольное испытание напряжением 15,75 кВ промышленной частоты или выпрямленным напряжением 23,63 кВ. Продолжительность испытания 1 мин. Обмотки коллекторных возбудителя и подвозбудителя испытываются напряжением 1 кВ.

Не допускается совмещение испытаний повышенным напряжением изоляции обмотки статора и других, расположенных в нем элементов с проверкой газоплотности корпуса генератора избыточным давлением воздуха.

Испытания изоляции генераторов перед включением их в работу проводятся в воздушной среде при открытых люках статора и наличии наблюдателя у вскрытых люков (с соблюдением всех мер безопасности). При обнаружении наблюдателем запах горелой изоляции, дыма, отблесков огня, звуков электрических разрядов и других признаков повреждения или загорания изоляции напряжение должно быть снято, люки быстро закрыты и в статор подан азот.

Контрольные испытания допускается проводить после установки торцевых щитов и уплотнений при номинальном давлении водорода. В этом случае перед испытанием изоляции повышенным напряжением  при заполненном водородом корпусе генератора необходимо провести анализ газа, чтобы убедится в отсутствии взрывоопасной концентрации.

При испытаниях повышенным напряжением полностью собранной машины должно быть обеспечено тщательное наблюдение за изменениями тока и напряжения в цепи испытуемой обмотки и организовано прослушивание машины с соблюдением  всех мер безопасности (например, с помощью изолирующего стетоскопа). В случае обнаружения при испытаниях отклонений от номинального режима (толчки стрелок измерительных приборов, повышенные значения токов утечки по сравнению с ранее наблюдавшимися, щелчки в корпусе машины и т.п.) испытания должны быть прекращены и повторены при снятых щитах.

Результаты испытаний заносятся в соответствующие карты технического контроля.

4.3.3. Испытание изоляции обмотки статора повышенным выпрямленным напряжением  с измерением тока утечки.

Испытательное выпрямленное напряжение принимается равным 1,6 испытательного напряжения промышленной частоты, но не выше напряжения, которым испытывался генератор при вводе в эксплуатацию.

При оценке результатов токи утечки не нормируются, но по характеру зависимости их от испытательного напряжения, асимметрии токов по фазам или ветвям и характеру изменения токов утечки в течение одноминутной выдержки судят о степени увлажнения изоляции и наличии дефектов.

4.3.4. Измерение сопротивления обмотки постоянному току.

Измерение производится в холодном состоянии генератора. При сравнении значений сопротивлений они должны быть приведены к одинаковой температуре.

4.3.5. Измерение сопротивления обмотки ротора переменному току.

Измерение производится в целях выявления витковых замыканий в обмотке ротора. Измерение следует проводить при подводимом напряжении 3 В на виток, но не более 200 В. Сопротивление обмоток определяют на трех ступенях частоты вращения, включая номинальную, и в неподвижном состоянии, поддерживая приложенное напряжение или ток неизменным. Для сравнения с результатами предыдущих измерений, измерения должны производится при аналогичном состоянии генератора (вставленный или вынутый ротор, разомкнутая или замкнутая накоротко обмотка статора).

Отклонения полученных результатов от данных предыдущих измерений или от среднего значения измеренных сопротивлений полюсов более чем на 3 ¸5 %, о также скачкообразные снижения сопротивления при изменении частоты вращения, могут указывать на возникновение междувитковых замыканий.

Окончательный вывод о наличии и числе замкнутых витков следует делать на основании результатов снятия характеристики КЗ и сравнении ее с данными предыдущих измерений.

4.3.6. Измерение воздушного зазора.

Воздушные зазоры между статором и ротором генератора в  диаметрально противоположных точках не должны отличаться друг от друга более чем на ±5% среднего значения, равного их полусумме.

Воздушные зазоры между полюсами и якорем возбудителя в диаметрально противоположных точках не должны отличаться более чем на  ±10% среднего значения.

Измерять зазор явнополюсных генераторов следует поворотом ротора под одним и тем же полюсом, поворачивая ротор каждый раз на полюсное деление с одновременным определением формы ротора – измерением зазора в одной и той же точке статора при поворотах. Результаты измерений заносятся в соответствующую карту технического контроля и сравниваются с результатами предыдущих замеров. При их отклонении более чем на 20 % принимаются меры по указаниям завода–изготовителя машины.

4.3.7. Гидроиспытания.

4.3.7.1. Гидроиспытания газоохладителей и воздухоохладителей.

Испытательное давление должно быть равно двукратному наибольшему возможному при работе давлению, но не менее 0,8 МПа. Продолжительность испытания 30 мин. При испытании не должно наблюдаться снижение испытательного давления  или течи воды.

4.3.7.2. Гидроиспытания водяной системы охлаждения статора.

Плотность системы вместе с коллекторами и соединительными шлангами проверяется гидравлическими испытаниями конденсатом или обессоленной водой. Предварительно через систему прокачивается горячая вода (60¸80 °C) в течение 12¸16 часов (желательно, чтобы нагрев и остывание составляли 2-3 цикла). Продолжительность испытания 24 часа.

Плотность системы проверяется избыточным давлением 1 МПа (для шлангов с наружным диаметром 21 мм и внутренним – 15мм).

При испытаниях падение давления при неизменной температуре и утечке воды не должно быть более чем на 0,5%. Перед окончанием испытания следует тщательно осмотреть обмотку, коллекторы, шланги, места их соединения и убедиться в отсутствии просачивания воды.

Если результаты гидроиспытаний отрицательные и определить место утечки не удается, систему охлаждения необходимо продуть сухим воздухом и затем опрессовать смесью сжатого воздуха с фреоном–12. Плотность системы при этом проверяется галоидным течеискателем.

4.3.8. Промывка обмотки статора обратным ходом дистиллята.

Промывка обмотки статора обратным ходом дистиллята производится для очистки полых проводников обмотки от загрязнений и отложений. Необходимость промывки определяется во время очередного планового ремонта турбогенератора с оформлением «Ведомости контроля состояния водяного тракта обмотки статора генератора». Промывка выполняется по программам турбинного цеха. Периодичность и продолжительность промывки определяется программой ТЦ. Контроль качества промывки осуществляется по состоянию загрязнения механических и магнитных фильтров и фторопластовых трубок системы охлаждения обмотки статора.

4.3.9. Дополнительные испытания.

Кроме вышеуказанных могут проводиться дополнительные испытания в соответствии с требованиями «Объемов и норм испытания электрооборудования» после проведения отдельных работ (замена обмотки статора, ремонт стали статора и т.п.)

4.3.10. Эксплуатационный контроль

Перед ремонтом и после ремонта проводится эксплуатационный контроль генератора с отражением результатов в протоколах эксплуатационного контроля.

4.4. Порядок опробования, испытаний и сдачи оборудования из ремонта.

4.4.1. Вывод из эксплуатации турбогенераторов для ремонта осуществляется по графику, утвержденному главным инженером АЭС.

4.4.2. Опробование и испытание турбогенераторов после ремонта производится в следующем порядке:

-   руководитель ремонта (Подрядчик)  и представитель цеха–заказчика производят приемку отдельных  узлов генератора после окончания приемо – сдаточных испытаний не позднее, чем за 3 дня до включения генератора в сеть;

-   после пуска турбоагрегата производятся проверки турбогенератора на газовую и водяную плотность, замеры сопротивления обмотки ротора переменному току.

-   после включения генератора в сеть в течение 10 дней генератор находится в подконтрольной эксплуатации, во время которой проверяются его эксплуатационные параметры.

4.4.3. Приемка турбогенераторов из ремонта осуществляется в соответствии с требованиями «Программы обеспечения качества ремонтного обслуживания АС». № 0-18-01 ПОКАС (рем).

 По окончании подконтрольной эксплуатации комиссия под председательством главного инженера производит окончательную приемку генератора из ремонта, устанавливает окончательные оценки качества отремонтированного оборудования и качества выполненных работ.



 
« Инструкция по ремонту и техобслуживанию оборудования маслоаппаратной   Инструкция по ремонту силовой электрической части дизель-генераторов »
Карта сайта + все метки | Контакты
© Электроэнергетика При перепечатке и цитировании активная гиперссылка на сайт обязательна.