Поиск по сайту
Начало >> Инструкции >> Воздушные линии >> Инструкции по эксплуатации >> Сборка схемы установки опоры для перехода

Сборка схемы установки опоры для перехода

Такелаж собирается после сборки опоры. Для сокращения сроков монтажа опоры такие работы, как устройство якорей, сборка стрелы, запасовка полиспастов, закрепление на опоре деталей крепления канатов, а также некоторые другие, могут выполняться во время сборки опоры. Работы обычно выполняются в следующей последовательности.
Проверяется на месте производства работ возможность расположения всех элементов такелажа, а также отсутствие препятствий передвижению тяговых и тормозных тракторов в процессе установки опоры. При невозможности расположения какого-либо из элементов такелажа (например, якорей, стрелы) в месте, предусмотренном проектом монтажа опоры, изменение в схему может быть внесено только после получения разрешения от авторов проекта. Препятствия передвижению тракторов (канавы, деревья, камни и др.) заранее устраняются.
Устраиваются якоря для крепления неподвижных блоков полиспастов и отводных блоков. При этом должно обращаться внимание на правильную их ориентацию в зависимости от направления усилий, которые они будут воспринимать.
Закрепляются фундаменты опоры для восприятия больших горизонтальных усилий, действующих на них при установке опоры (работа может не выполнятся при установке опоры на тяжелые монолитные фундаменты). Недопустимы даже небольшие перемещения фундаментов за счет обжатия или вытяжки элементов закрепления. Поэтому распорки должны быть хорошо расклинены, а канаты натянуты талрепами и другими механизмами.
Собирается монтажная стрела в исходном для ее установки положении (рис. 1). При этом все обнаруженные дефекты устраняются. Прогибы и вмятины отдельных элементов выправляются. Недопустимо ставить болты меньших диаметров или сокращать их число. После сборки проверяется прогиб каждой стойки стрелы, который не должен превышать 1:750 L (L  —  длина стойки стрелы).

установка монтажной стрелы подстрелком
Рис. 1. Способы установки монтажной стрелы: а  —  краном; б — краном и трактором; в  —  подстрелком; г  —  использование широкой базы опоры; д  —  использование полиспаста подъема опоры: е, ж  —  подъем стрелы на базу опоры 1  —  трактор; 2 —  канат; 3 — полиспаст; 4 — канат; 5 — поднимаемая стрела; 6 — подъемный кран; 7 — фундамент; 8 — опора; 9, 10 — канаты; 11  —  подстрелок; 12 — канат крепления стрелы к фундаменту; 13 — кусок бревна для опускания подстрелка; 14 — «вожжи» подстрелка; 15 — блок; 16 — шарнир стрелы; 17 — канат
Способы установки монтажной стрелы
Производится сборка тягового узла, включающая в себя запасовку полиспаста и канатной связи полиспаста со стрелой, крепление неподвижного блока полиспаста к якорю.
Канаты связи с полиспастом, канаты «вожжей», а также канаты для опускания стрелы на землю прикрепляются к стреле.
Стрела поднимается в исходное для установки опоры положение. Если стрела не соединена шарнирами с фундаментом, то предварительно в месте опирания стрелы на поверхность земли кладутся железобетонные плиты или бревна, увеличивающие поверхность опирания стрелы на грунт и исключающие проседание стрелы при установке опоры.

Применяются несколько способов установки монтажных стрел. Проще всего монтажные стрелы устанавливать подъемным краном (рис. 1, а). После установки стрела должна поддерживаться канатом 4 тягового узла. Если подъемным краном полностью поднять стрелу нельзя, то сначала стрела приподнимается в положение А (рис. 1, б), а затем трактором I устанавливается в рабочее положение Б, в котором удерживается канатом 4, полиспастом 3 и трактором 11.
При отсутствии подъемного крана или при очень больших размерах и массе стрелы 5 последняя устанавливается с помощью подстрелка 11 (монтажная стрела меньшего размера), высота которого составляет 40 — 50% высоты стрелы (рис. 1,в).
Подстрелок 11 обычно устанавливается подъемным краном. Если стрела 5 не соединена с фундаментом, то для предотвращения ее перемещения в сторону трактора 1, нижние ее концы привязываются к фундаменту опоры с помощью канатов 12 и растягиваются в разные стороны канатами 17.
При подъеме стрелы 5 трактором 1 в положение В после выхода из работы подстрелок 11 опирается на кусок бревна 13, привязанный к опоре для защиты ее от повреждения.
При установке опоры с широкой базой кусок бревна 13 также предохраняет канат 10 от трения о конструкцию опоры. Продолжение установки стрелы производится трактором 11 с помощью каната 9. Для предотвращения рывка за счет вытяжки блоков полиспаста при переходе стрелы через положение равновесия полиспаст 3 следует подтянуть или же стрелу поддерживать дополнительным канатом. При этом трактор 1 переезжает на другую сторону фундамента опоры и поддерживает стрелу в положении Г с помощью каната 4 и полиспаста 3.
При установке опоры с широкой базой стрела 5 может быть установлена с помощью двух блоков 15, подвешенных к «ногам» опоры 8, через которые пропущены канаты 9. присоединенные к трактору I через блок 15 (рис. 1,г).
При установке опоры двумя наклоняющимися стрелами (см. рис. 4, ж) стрела 5 сначала приподнимается в положение Д подъемным краном 6, а затем устанавливается в рабочее положение Е с помощью полиспаста 3 подъема опоры (рис. 1, д). При установке на базу опоры 8 нижние концы стоек стрелы 5 поднимаются краном и шарнирами 16 соединяются с верхними «ногами» опоры 8 (рис. 1,е).
После этого кран 6, захватив стрелу 5 за верхнюю часть, поворачивает ее в положение Ж. Поворот стрелы в рабочее положение выполняет трактор I с помощью каната 9, а трактор 11 с помощью каната 4 и полиспаста 3 поддерживает стрелу. Для упрощения монтажа «вожжей» стрела обычно устанавливается с несколько увеличенным, против проектного, наклоном в сторону опоры.
8. На опоре монтируются узлы крепления канатов. Большие усилия, действующие в канатах при установке переходных опор, требуют применения специальных деталей крепления. У опор башенного типа канаты «вожжей» обычно прикрепляются к опоре в двух местах на одном уровне. При установке некоторых типов опор, не обладающих достаточной жесткостью (например, качающихся переходных опор), канаты «вожжей» прикрепляются на двух уровнях.
«Расщепление» «вожжей» также уменьшает нагрузку, действующую на опору в узле крепления каждого каната «вожжей»; при такой конструкции «вожжей» стрела позже выходит из работы. Место крепления «вожжей» располагается на опоре всегда выше ее центра тяжести в узлах, обладающих достаточной прочностью (например, в месте установки диафрагмы). В отдельных случаях ствол опоры в месте крепления канатов приходится усиливать.
Часто для крепления «вожжей» применяют монтажные косынки, для крепления которых используют болты узла соединения секций ствола (рис. 2, а) или, если это оказывается невозможным, косынки приваривают к поясным уголкам ствола (рис. 2, б). Для крепления «вожжей» также применяются специальные косынки, используемые для соединения секций опоры (поз. 2 на рис. 2,а); при этом соединительные косынки, предусмотренные в проекте опоры, не устанавливаются.
Если монтажные косынки невозможно расположить у места соединения раскосов с поясными уголками, производится усиление узла путем приварки уголков 6 и косынок 7,
Крепление канатов к опорам
Рис. 2. Крепление канатов к опорам: а, б  — при помощи монтажных косынок, прикрепленных болтами и приваренных; в  —  к каждой стойке качающейся опоры, г, д  —  варианты усиления опоры в месте крепления канатов, е, ж  —  привязывание «вожжей» и тормозного каната 1 — косынка; 2 — промежуточное звено; 5 — прикрепляемый канат; 4 — сжим; 5 — болты; 6 — уголок усиления опоры; 7 — косынка; 8 — уголок; 9 — коромысло; 10 — деревянная подкладка; 11 — упорный уголок

Захват качающейся опоры производится в четырех местах, расположенных на двух уровнях; при этом в каждом узле канат «вожжей» прикрепляется к коромыслу 9, которое в двух точках захватывает стойку опоры с помощью монтажных уголков 8, прикрепленных к поясам болтами (рис. 2,в).
При отсутствии монтажных деталей к нетяжелым переходным опорам, а также к концевым опорам канаты «вожжей» привязываются к поясным уголкам (рис. 2,е). Для предохранения канатов от повреждения к поясным уголкам опоры проволокой привязываются деревянные подкладки.
Тормозные канаты при больших усилиях прикрепляются к опорам также с помощью монтажных деталей. При усилиях 150 — 200 кН тормозные канаты привязываются к опорам (рис. 2, дас). Таким же способом привязываются канаты, служащие для продолжения установки опоры после выхода стрелы из работы.
После установки опоры детали крепления канатов (приваренные и прикрепленные болтами соединения секций) остаются на опоре, что должно учитываться при определении числа деталей, необходимых для установки всех опор на переходе. Узлы крепления канатов к опоре весьма ответственны, поэтому их следует выполнять точно по проекту производства работ, не допуская никаких ослабляющих упрощений.

9. К опоре присоединяются «вожжи». Работа выполняется в следующей последовательности (рис. 3).
Стрела 3 с прикрепленными к ней блоком 2 и канатом «вожжей» 1, наклоняется в сторону опоры на угол 10 — 15° больше предусмотренного проектом установки опоры (рис. 3,а). На одном конце каната 1 образуется петля 4, с помощью которой конец каната прикрепляется к опоре (рис. 3, б).

Монтаж канатов «вожжей»
Рис. 3. Монтаж канатов «вожжей»: а  —  дополнительный наклон стрелы в сторону опоры; б  —  крепление к опоре первого конца каната; в, г  —  натяжение каната «вожжей» и определение места петли на втором конце каната; д, е —  крепление к опоре второго конца каната «вожжей» и натяжение «вожжей» 1  —  канат «вожжей»; 2 — блок; 3 — монтажная стрела; 4 —  петля на конце каната; 5 — трактор; 6 — отметка на канате; 7 — вспомогательный канат;
8 — канат тягового узла
Трактором 5 натягивается канат 1 за второй конец. На канате 1 против места крепления к опоре первой «вожжи» делается отметка 6  —  устанавливается проволочный бандаж или сжим (рис. 3,в). Трактор 5, передвигаясь в сторону опоры, ослабляют натяжение каната 1 до тех пор, пока не ляжет на землю. В месте отметки на канате образуется петля (рис. 3,г). Трактором 5 с помощью каната 7 конец каната 1 натягивается таким образом, чтобы можно было петлю свободного конца присоединить к опоре. Подъем петли каната 1 на опору может быть осуществлен трубоукладчиком или каким-либо другим легким подъемным краном (рис. 3, д). После крепления к опоре второго конца «вожжей» натяжением каната 8 тягового узла натягиваются «вожжи» и монтажная стрела занимает положение, предусмотренное проектом установки опоры (рис. 3, е).

10. Производится сборка тормозного узла и оттяжек (если последние предусмотрены проектом монтажа опоры). Как уже отмечалось, при сборке опору целесообразно соединить с фундаментом монтажными шарнирами для того, чтобы тяжелую собранную опору не подвигать в исходное для установки положение. Практически к началу сборки опоры не всегда поступают монтажные шарниры. Для установки опор на переходе обычно изготовляется только один комплект монтажных шарниров, поэтому при одновременной сборке двух опор вторую опору приходится собирать до освобождения монтажных шарниров на первой опоре. Для того чтобы при сборке опору расположить точно в исходном для установки положении, можно применить шаблоны монтажных шарниров (рис. 4, а)  — простое и легкое приспособление, имеющее габаритные размеры монтажных шарниров, прикрепляемое к фундаменту и к пятам опоры. Перед установкой собранной опоры шаблоны шарниров снимаются и на их место устанавливаются монтажные шарниры. При отсутствии шарниров и их шаблонов собранную опору приходится передвигать, при этом небольшие перемещения опоры массой 80 т выполняются следующим образом.

Посадка опоры на монтажные шарниры
Рис. 4. Посадка опоры на монтажные шарниры: а  —  шаблон шарнира; б  —  вертикальное перемещение собранной опоры; в  —  горизонтальное перемещение собранной опоры 1 — шаблон шарнира; 2 —  фундамент опоры; 3 — опора; 4 — домкрат; 5 — трубоукладчик: 6 —  подкладка из бревен или шпал; 7 — канаты такелажа для установки опоры; 8 — монтажная стрела

Для вертикального перемещения опору поочередно за каждую сторону приподнимают трубоукладчиком и двумя домкратами (рис. 4, б). Ствол опоры обладает гибкостью, поэтому необходимое суммарное усилие трубоукладчика и двух домкратов значительно меньше половины веса опоры. Сразу после подъема одной стороны ствола опоры на высоту 200 мм на подкладки 6 укладываются заранее подготовленные подкладки, на которые опускается опора.
Для горизонтального перемещения собранной опоры собирается такелаж для подъема опоры, ставится монтажная стрела 8 и монтируются «вожжи» и тяговые канаты 7. Тяговый трактор плавно натягивает канат полиспаста, и опора 3, перемещаясь по подкладкам в сторону фундамента 2, занимает необходимое для установки монтажных шарниров положение.
В зависимости от размеров устанавливаемой опоры и сложности такелажа работу выполняет бригада, состоящая из 8 — 15 чел. в течение 8 — 20 дней (на второй опоре продолжительность сборки схемы такелажа сокращается). В состав бригады входят 3 —  4 верхолаза, сварщик. Бригаде придается подъемный кран и трактор.

Метки: ВЛ | монтаж |
 
« Сборка опор для перехода в горизонтальном положении   Способы монтажа опор на переходах »
Карта сайта + все метки | Контакты
© Электроэнергетика При перепечатке и цитировании активная гиперссылка на сайт обязательна.