Поиск по сайту
Начало >> Инструкции >> Диспетчерская >> Диспетчерские инструкции >> Действия персонала в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций и особый период

Диспетчерская

Инструкции
Должностные

Действия персонала в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций и особый период

Обозначения и сокращения

В данной инструкции используются следующие сокращения:

ВДПУ

- вспомогательный диспетчерский пункт управления

ВЛ

- воздушная линия электропередачи

ГО

- гражданская оборона

ДП

- диспетчерский пункт

ЭС

- электроэнергетическая система

ЗПУ

- загородный пункт управления

НСС

- начальник смены электростанции

НСЭ

- начальник смены электроцеха

ОИК

- оперативно-информационный комплекс

СДТУ

- средства диспетчерского и технологического управления

ТЭС

- тепловая электростанция

ЭС

- электрические сети облэнерго

Управление ЧС и ГЗН

- Управление по чрезвычайным ситуациям и гражданской защите населения

Общая часть.

1.1 Инструкция составлена на основании:

  • ГКД 34.20.507-2003 «Техническая эксплуатация электрических станций и сетей. Правила» (ПТЭ);
  • Инструкции «Ликвидация аварий и нарушений режима на энергопредприятиях и в энергообъединениях.» ГКД 34.20.563-96.
  • Инструкции  «По предотвращению и ликвидации технологических нарушений (аварий) в энергосистеме».

1.2. Знание настоящей инструкции обязательно для:

  • диспетчера облэнерго;
  • диспетчера электрических сетей;
  • начальника смены станции и начальника смены электроцеха (НСС и НСЭ) ТЭС;
  • начальника, зам. начальника ПСТСУ облэнерго;
  • инженеров группы СДТУ ПСТСУ облэнерго;
  • начальников, зам. начальников СДТУ структурных подразделений облэнерго.

1.3 Инструкция определяет действия оперативного персонала облэнерго по ведению режима и ликвидации аварий в электрических сетях облэнерго при возникновении стихийных бедствий, катастроф, крупных производственных аварий в мирное время и в особый период.
1.4. В инструкции определены основные требования и мероприятия по предотвращению и ликвидации аварий в различных экстремальных условиях обстановки.

Общие положения.

2.1. Под оперативной ликвидацией аварий следует понимать отделение поврежденного оборудования (участка сети) от энергосистемы, а также действия, имеющие целью:

  • предотвращение развития аварии;
  • устранение опасности для обслуживающего персонала и оборудования, незатронутого аварией;
  • восстановление в кратчайший срок, в первую очередь в зоне поражения, питания наиболее ответственных потребителей;
  • создание надежной послеаварийной схемы облэнерго и отдельных ее частей;
  • выяснение состояния отключившегося во время аварии оборудования и возможности его включения в работу.

2.2. При стихийных бедствиях, катастрофах и крупных производственных авариях на объектах энергетики диспетчер облэнерго действует в соответствии с данной Инструкцией, инструкцией «Ликвидация аварий и нарушений режима на энергопредприятиях и в энергообъединениях», Инструкцией ДПА-5.
2.3. При возникновении в нерабочее время аварий на самом объекте или стихийных бедствий в области на дежурных диспетчеров возлагается руководство деятельностью всего персонала облэнерго.
2.4. Дежурный диспетчер облэнерго обязан:

    • твердо знать порядок действий при оповещении руководящего состава при введении в стране Кабинетом Министров Украины оперативных положений или возникновении чрезвычайных ситуаций;
    • знать порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций в области и переводе диспетчерского управления на вспомогательный диспетчерский пункт управления (ВДПУ);
    • обеспечить слаженную работу оперативного персонала ЭС и ТЭС в соответствии с требованиями инструкции в любых условиях экстремальной обстановки;
    • обеспечить сохранность и учет имеющихся документов и инструкций по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Действия дежурного диспетчера облэнерго при оповещении руководящего и оперативного состава облэнерго.

3.1. Распоряжения о введении оперативных положений особого периода, сигналы оповещения ГО дежурному диспетчеру облэнерго могут поступить:

  • от дежурного диспетчера ЭС;
  • от оперативного дежурного управления по вопросам ЧС, гражданской защите населения области по телефону (062) 337-32-42;
  • от дежурного управления по ЧС и ГЗН , по телефону 4-30-10;
  • по единой системе предупреждения ЧС.

Установлены следующие сигналы оповещения ГО:
«Объявлен сбор», «Сбор-авария», «Внимание всем».

3.2. Сигнал «Внимание всем» подается включением сирен, производственных гудков и других сигнальных средств для привлечения внимания при оповещении населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени в случае угрозы возникновения стихийных бедствий, аварий и катастроф на химически опасных объектах города, транспорте и в условиях войны.
Дежурный диспетчер, услышав сирену и производственные гудки - сигнал «Внимание всем», обязан включить динамик радиотрансляционной сети для приема речевой информации с экстренным сообщением управления по ЧС и ГЗН , о ЧС на территории области, а в условиях войны - о воздушной опасности «Воздушная тревога», об угрозе химического или радиоактивного заражения.

3.3. При получении сигналов «Воздушная тревога», «Объявлен сбор» и «Сбор-авария» дежурный диспетчер обязан:
3.3.1. Если сигнал получен от диспетчера ЭС, необходимо, не прерывая разговора с ним, ответить: «Информацию принял» (назвать свою фамилию), одновременно записать в журнал текст сигнала, время его получения.
3.3.2. Если сигнал получен от оперативного дежурного или Управления по ЧС обл., записать полученный сигнал, время его получения. Обратной проверкой убедиться в достоверности полученного сигнала.
3.3.3. Немедленно сообщить о полученном сигнале председателю правления - генеральному директору облэнерго или лицу его замещающему, а по его указанию оповестить руководящий состав (по списку № 1) или л/с оперативной группы (по списку № 2). Списки приведены в приложении 1.
В зависимости от характера и времени возникновения чрезвычайных ситуаций оповещение руководящего и оперативного состава облэнерго осуществляется следующим порядком:

  • в рабочее время - руководящий, оперативный состав (список №1, 2), личный состав невоенизированных формирований, а если потребуется и весь работающий персонал, оповещаются по внутренней системе оповещения по телефону;
  • в нерабочее время - диспетчера (по списку №1), дежурные телефонистки (по списку №2), по распоряжению руководства облэнерго, оповещают руководящий и оперативный состав по АТС и Минсвязи.

3.4. Последовательность оповещения следующая:

  • после получения распоряжения председателя правления - генерального директора на оповещение по спискам 1, 2 диспетчер обязан:
  • оповестить лично руководящий состав по списку № 1;
  • дать команду дежурной телефонистке электрических сетей (по телефону 07) оповестить руководство по списку №2.

3.5. При получении информации об аварии на химически опасном объекте или железнодорожном транспорте дежурный диспетчер обязан:

  • доложить руководству о полученном сообщении;
  • при попадании здания управления в зону облака заражения (информация может поступить от штаба ГО или по радиотрансляционной сети) принять необходимые меры по защите дежурного персонала (одеть индивидуальные средства защиты органов дыхания);
  • доложить дежурному диспетчеру ЭС о сложившейся обстановке;
  • в дальнейшем действовать по указанию руководства облэнерго.

3.6. При возникновении стихийных бедствий на территории области, а также при крупных производственных авариях на объектах электроэнергетики дежурный диспетчер обязан:
3.6.1. получить информацию об обстановке от диспетчеров предприятий, доложить председателю правления - генеральному директору облэнерго или техническому директору и при необходимости по их указанию оповестить руководящий состав (список №1), или оперативный состав (список №2);
3.6.2. информировать диспетчера ЭС о сложившейся обстановке в энергосистеме;
3.6.3. обеспечить устойчивую работу электрических сетей облэнерго в складывающейся обстановке при возможном выходе из строя отдельных элементов сети, генерирующего оборудования, а также в условиях происшедших изменений, в структуре электропотребления.

3.7. При получении предупреждения о возможности возникновения стихийного бедствия на территории энергосистемы диспетчер обязан доложить о нем руководству облэнерго и довести его до предприятий.

3.8. Переход на ВДПУ осуществляется в следующем порядке:
3.8.1. дежурный диспетчер облэнерго совместно с дежурным диспетчером ЭС и дежурным СДТУ ЭС решает вопрос подготовки и переключения средств связи на ВДПУ;
3.8.2. направляется на ВДПУ, взяв с собой следующие документы:
а) документация по ГО;
б) оперативный журнал;
в) журнал аварийных заявок и оперативные заявки;
г) журнал распоряжений;
д) географическая схема сети облэнерго;
е) схемы нормального режима ЭС, ТЭС;
ж) схема нормального режима основной сети;
з) ремонтные схемы;
и) графики ограничений и отключений потребителей;
к) журнал телефонограмм;
л) сборник оперативных инструкций ПДС;
м) сборник инструкций ЭС;
н) длительно-допустимые токовые нагрузки транзитных связей 110 кВ;
3.8.3. переход на пункт управления при объекте должен быть осуществлен в течение 10 минут.

3.9. При получении распоряжения председателя правления - генерального директора облэнерго на передачу диспетчерского управления с основного ДП на ЗПУ (г. Белицкое) дежурный диспетчер обязан:
3.9.1. уточнить обстановку в электрических сетях облэнерго с диспетчером ЗПУ, довести до него необходимые распоряжения, которые были отданы предприятиям;
3.9.2. поставить в известность НСС ТЭС, диспетчеров ЭС, дежурного диспетчера ЭС о прекращении работы основного ДП и передачи управления на ЗПУ.

3.10. В условиях военного времени при поражении энергетических объектов, дежурный диспетчер обязан:

  • быстро оценить обстановку;
  • принимать незамедлительные меры к предотвращению развития и ликвидации аварий в подобных ситуациях на основе действующих инструкциях по ликвидации аварий.

3.11. При сохранении централизованного управления:

  • принять меры к быстрейшей подаче напряжения в первую очередь наиболее ответственным потребителям и в районы проведения аварийно-восстановительных работ;
  • выяснить наличие персонала на объектах, состояние основных энергетических сооружений и возможность их дальнейшей эксплуатации, доложить о сложившейся обстановке руководству и диспетчеру ЭС;
  • ликвидировать возникшие аварии и принять меры к созданию нормального режима работы оставшихся частей сети облэнерго;
  • принять меры к восстановлению нарушенной связи с оперативным персоналом структурных единиц и диспетчером ЭС;
  • проверять состояние энергоснабжения особо ответственных потребителей, в первую очередь определяющих жизнеобеспечение районов.

3.12. При переходе на децентрализованное диспетчерское управление:

  • перейти на самостоятельное оперативно-диспетчерское управление подведомственными объектами энергетики с учетом обстановки, складывающейся на территории области и состояния электрических сетей;
  • обеспечивать регулирование напряжения при необходимости проводить ограничения или отключения потребителей в соответствии с действующими инструкциями;
  • при выявлении обесточенных подстанций смежных систем при возможности подать им напряжение;
  • установить связь с вышестоящим, нижестоящим и смежными звеньями управления, используя для этого резервные, обходные каналы связи, в том числе и других ведомств, выяснить сложившуюся обстановку и принять необходимые меры к скорейшему восстановлению параллельной работы.

3.13. При «посадке на нуль» части энергосистемы диспетчер облэнерго должен принять меры к восстановлению ее работы;

  • напряжение на обесточенные узлы подается толчком от части систем, имеющей достаточный резерв мощности;
  • оперативный персонал обесточенной части самостоятельно отключает не ответственных потребителей в соответствии с установленной очередностью;
  • при необходимости подключение к работающей части системы производится по узлам.

Действия дежурных диспетчеров, персонала технологических служб при стихийных бедствиях, катастрофах и крупных производственных авариях.

4.1. При появлении опасности возникновения или возникновении экстремальных ситуаций, природных явлений и катастроф на территории области или отдельных ее регионов, а также при крупных производственных авариях на объектах энергетики, проводятся мероприятия:
4.1.1. дежурный диспетчер облэнерго, получив информацию об обстановке от дежурных диспетчеров ЭС, НСС ТЭС, дежурных подстанций докладывает председателю правления - генеральному директору облэнерго и по его указанию производит оповещение должностных лиц по списку № 2;
4.1.2. дежурные диспетчера и персонал технологических служб облэнерго готовит систему диспетчерского управления к режиму работы в условиях сложившейся или прогнозируемой обстановки;
4.1.3. дежурный диспетчерский персонал обеспечивает ведение режима работы облэнерго в соответствии со складывающейся обстановкой.

4.2. При возникновении аварии в электрической части энергообъектов диспетчер облэнерго действует в соответствии с инструкциями: ДПА-5, «Ликвидация аварий и нарушений режима на энергопредприятиях и энергообъединениях», местными инструкциями и данной «Инструкцией», которыми определен порядок действий по предотвращению и ликвидации аварий при:

  • резком снижении или повышении частоты и напряжения в контрольных точках;
  • перегрузке транзитных линий электропередачи;
  • перегрузке трансформаторов и высоковольтной аппаратуры основной сети;
  • отсутствии связи с диспетчером ЭС.

4.3. Действия оперативно-диспетчерского персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе размещения здания или в самом здании облэнерго организуются и проводятся в следующем порядке:
4.3.1. При попадании административного здания облэнерго в зону заражения сильнодействующими ядовитыми веществами или сильного задымления:

  • персонал облэнерго в рабочее время по распоряжению руководства облэнерго выводится из зоны заражения, пораженным оказывается помощь в медицинских учреждениях;
  • оперативно-диспетчерский персонал дежурной смены переходит в ВДПУ и с него осуществляет диспетчерское управление.

4.3.2. При попадании здания облэнерго в зону аварии или катастрофы, возникших на железнодорожном узле станций , сопровождающиеся взрывами, разрушениями, пожарами и способными привести к выводу из строя основного оборудования связи и вычислительной техники, проводятся мероприятия:

  • руководство облэнерго в соответствии с планом ГО организует проведение аварийно-спасательных работ и диспетчерское управление переводит на ВДПУ;
  • дежурный диспетчер переходит на ВДПУ, и организует диспетчерское управление.

4.3.3. При возникновении пожара в здании облэнерго в нерабочее время дежурный диспетчер вызывает пожарную часть, докладывает обстановку руководству облэнерго, диспетчерское управление переводит на ВДПУ, персоналом дежурной смены организует тушение пожара.

Проведение организационных и технических мероприятий по повышению устойчивости диспетчерского управления облэнерго с ведением в стране особого периода.

5.1. С введением особого периода в системе Минтопэнерго Украины в целях повышения устойчивости диспетчерского управления проводятся следующие мероприятия:
5.1.1. приводится в готовность защищенный загородный пункт;
5.1.2. на загородные пункты управления высылаются оперативные группы облэнерго, которые организуют на них круглосуточное дежурство и находятся в постоянной готовности взять управление на себя, часть арендованных каналов связи по распоряжению руководства облэнерго, переключают с основного ДП на ЗПУ, с проверкой их функционирования;
5.1.3. принимаются меры к ускорению окончания ремонтов и прекращается вывод оборудования в ремонт, кроме аварийного;
5.1.4. вводится в работу оборудование находящееся в резерве;
5.1.5. включаются трансформаторы, отключенные по условиям экономичности или находящиеся в резерве;
5.1.6. принимаются меры по повышению надежности схем питания собственных нужд подстанций;
5.1.7. проверяется готовность схем подачи напряжения потребителям после особой системной аварии.

Действия оперативно-диспетчерского персонала по сигналу «Воздушная тревога».

6.1. При получении по радио, телевидению сообщения штаба ГО города (области) о подаче сигнала о воздушной опасности в виде текста: «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны. Граждане! «Воздушная тревога» дежурный диспетчер обязан:
6.1.1. В темное время суток перейти на режим полного затемнения;
6.1.2. Доложить председателю правления-генеральному директору облэнерго или лицу, его заменяющему;
6.1.3. Доложить дежурному диспетчеру ЭС;
6.1.4. Сигнал воздушной тревоги продублировать диспетчерам ЭС, ТЭС;
6.1.5. Организовать переход в ВДПУ.

6.2. Обязанности оперативного персонала.
6.2.1. В процессе снижения нагрузки и в дальнейшем при новом установившемся режиме оперативный персонал должен непрерывно следить за изменением загрузки, транзитных ВЛ, АТ связи и за напряжением в контрольных точках энергосистемы.
6.2.2. В случае приближения загрузки электрических сетей или снижения напряжения в контрольных точках к предельно допустимым значениям оперативный персонал обязан принять срочные меры по предотвращению предельных режимов.
6.2.3. Отключенное по сигналу «Воздушная Тревога» оборудование ТЭС должно быть готово к немедленному включению и подъему нагрузки.
6.2.4. На ТЭС должен быть установлен порядок разгрузки при подаче сигнала «Воздушная Тревога», с учетом обеспечения питания схем выделения собственных нужд.
6.2.5. При получении сигнала «Отбой воздушной тревоги» диспетчер принимает меры к подъему нагрузки.
6.2.6. Включение потребителей производится согласно заранее установленному порядку, согласованному с потребителями и местными органами ГО, с разрешения диспетчера ЭС.

 
« Действия оперативного персонала при обесточении систем шин 220 кВ и выше   Диспетчерские наименования энергетических объектов »
Карта сайта + все метки | Контакты
© Электроэнергетика При перепечатке и цитировании активная гиперссылка на сайт обязательна.