Фото и видео

Новости (архив)


Контакты

contact@forca.ru

Содержание материала

 

 

 

 

4.1. Аварии с силовыми трансформаторами (автотрансформаторами)

 

4.1.1. При автоматическом отключении трансформатора с прекращением электроснабжения потребителей и наличии на подстанции резервного трансформатора, устройство АВР на котором отсутствует или отказало в действии, включается в работу резервный трансформатор.
4.1.2. Если при отключении трансформатора резервной защитой (защиты от внутренних повреждений не действовали) нарушается электроснабжение потребителей, а устройство АПВ отсутствует или отказало в действии, без осмотра производится обратное включение отключившегося трансформатора.
Это указание не распространяется на тот случай, когда в РУ, питающем потребителей, производятся ремонтные работы или переключения.
4.1.3. Если в результате отключения трансформатора резервной защитой (при отсутствии резервного трансформатора) оставшийся в работе трансформатор имеет недопустимую перегрузку, один раз производится включение отключившегося трансформатора выключателями.
4.1.4. Включение трансформаторов распределительных электрических сетей напряжением 220 кВ и ниже производится согласно пп. 4.1.1-4.1.3 настоящей Инструкции.
При автоматическом отключении защитами трансформаторов напряжением 330 кВ и выше, шунтирующих реакторов напряжением 330 кВ и выше обратное включение трансформатора производится после его осмотра, подготовки схемы и режима электрических сетей.
4.1.5. В случае автоматического отключения трансформатора, питающего потребителей, резервной защитой и неуспешной работы устройства АПВ (АВР) или неуспешного ручного включения осматривается присоединение трансформатора и обесточенного РУ. При осмотре прежде всего проверяется положение указателей защит отходящих линий, так как возможно наличие неотключившегося КЗ на этих линиях.
Если на отходящей линии сработал указатель защиты, а ее выключатель включен, отключается неотключившийся выключатель и при отсутствии других повреждений в РУ включается трансформатор и подается напряжение на обесточенные шины.
4.1.6. При автоматическом отключении трансформатора, связывающего сети разных напряжений, резервной защитой без обесточивания потребителей включение трансформатора в транзит производится только после проверки синхронности связываемых трансформатором напряжений (по схеме или по колонке синхронизации при наличии последней).
4.1.7. Трансформатор отпаечной подстанции, отключившийся резервной защитой, после определения и устранения причины отключения включается под напряжение разъединителем (отделителем) с предварительным отключением короткозамыкателя, если такое включение предусмотрено инструкцией.
Если причина отключения не выяснена, то с линии снимается напряжение, включается разъединитель (отделитель), после чего включается выключатель линии и опробуется напряжением трансформатор. Опробование трансформатора напряжением со стороны низкого напряжения производится при наличии защит.
4.1.8. При автоматическом отключении трансформатора (реактора) действием защит от внутренних повреждений (газовой, дифференциальной или отсечки) включение трансформатора (реактора) в работу производится только после осмотра, испытаний, анализа газа, масла и устранения выявленных нарушений.
При отключении трансформатора действием дифференциальной защиты ошиновки производится его внешний осмотр, обращая особое внимание на целость высоковольтных вводов, выключателей, проводов и гирлянд изоляторов. Если повреждений не обнаружено, трансформатор опробуется напряжением и включается в работу.
4.1.9. В целях обеспечения безопасности обслуживания трансформаторов, автотрансформаторов и шунтирующих реакторов при срабатывании газового реле на сигнал трансформатор немедленно разгружается и отключается для отбора газа из реле и выявления причин срабатывания последнего.
Принимаются немедленные меры к производству переключений и регулированию режима электрических сетей, а при необходимости к отключению потребителей.
После отключения трансформатора (реактора) с соблюдением требований правил техники безопасности производится внешний осмотр, отбор проб газа из газового реле и масла.
Возможность дальнейшей работы трансформатора (реактора) определяется после получения результатов анализа газа, масла, измерений и испытаний, определяющих его состояние.
4.1.10. Для обеспечения нормальной работы по нагреву трансформаторов (реакторов), а также использования перегрузочной способности трансформаторов они оборудуются охлаждающими устройствами: дутьевыми вентиляторами (Д) или циркуляционными насосами (Ц). Особенно опасно для трансформаторов (реакторов), имеющих охлаждающие устройства Ц и Д, прекращение охлаждения, так как это приводит к резкому повышению температуры масла и в зависимости от их загрузки через некоторое время - к отключению автоматикой прекращения охлаждения.
Поэтому для предотвращения аварии при потере напряжения питающего двигателя охлаждающих устройств трансформаторов (реакторов) или работе сигнализации о прекращении циркуляции масла, воды и останове вентиляторов принимаются немедленные меры к подаче напряжения.
Если подача напряжения и пуск охлаждающих устройств задерживаются, разгружаются трансформаторы и отключаются реакторы, не допуская повышения температуры масла, установленной инструкцией, и подготавливается режим сетей при отключении трансформатора (реактора).
4.1.11. Для предотвращения повреждения высоковольтных маслонаполненных вводов напряжением 500 кВ и выше устанавливаются устройства КИВ, действующие на сигнал и отключение трансформаторов (реакторов). При появлении сигнала устройства КИВ немедленно проверяются показания прибора. Если стрелка прибора установилась на определенном положении, то персонал действует согласно инструкции.

4.2. Обесточивание главных шин

 

4.2.1. В случае обесточивания СШ (секций) высокого напряжения действием ДЗШ с нарушением электроснабжения потребителей при отсутствии устройства АПВ (АВР) шин или отказе его в действии немедленно подается напряжение на обесточенные шины без осмотра и далее его потребителям. Напряжение подается по любой транзитной линии.
Указание не распространяется на случай, когда в РУ производятся ремонтные работы или переключения.
При обесточивании обеих СШ (секций) отключается шиносоединительный (секционный) выключатель и производится поочередное опробование каждой СШ (секции).
4.2.2. При отключении выключателей питающих присоединений защитой шин 6-10 кВ с нарушением электроснабжения потребителей в случае отсутствия устройства АВР или отказа его в действии немедленно подается напряжение на обесточенные шины «толчком» без осмотра, не отключая выключатели линий.
Напряжение подается от трансформатора или от соседней секции (СШ).
Данное указание не распространяется на случай, когда в РУ производятся ремонтные работы или переключения, а также когда включаемый выключатель не имеет дистанционного управления и его нельзя включать на месте (привод не отделен от выключателя прочной защитной стенкой и его отключающая способность недостаточна) после автоматического отключения.
4.2.3. Подача напряжения на обесточенные СШ (секции) согласно пп. 4.2.1и 4.2.2 настоящей Инструкции.
4.2.4. В случае обесточивания СШ (секций) действием ДЗШ без нарушения электроснабжения потребителей и неуспешной работы устройства АПВ (АВР) или неуспешной ручной подачи напряжения осматривается оборудование, входящее в зону ДЗШ. Если при осмотре обнаружится повреждение, то отделяется поврежденный участок, затем на неповрежденные шины подается напряжение от любой транзитной линии, трансформатора, ШСВ (СВ), имеющих напряжение, и далее его потребителям, питаемым по тупиковым схемам (линиям, трансформаторам). При невозможности отделить поврежденный участок используется резервная СШ.
4.2.5. В некоторых случаях для ускорения подачи напряжения потребителям, питающимся по тупиковым схемам, целесообразно переключить на неповрежденную СШ только тупиковые линии или трансформаторы с источником питания, подать по ним напряжение потребителям и затем приступить к переключениям транзитных линий и трансформаторов, связывающих электросети различных напряжений.
4.2.6. Если напряжение на шинах исчезло от действия УРОВ, ДЗШ, когда отключились выключатели всех присоединений данной СШ (секции) или обеих СШ (секций), кроме одного, а электроснабжение потребителей, питающихся по тупиковым схемам от шин, нарушилось, отключается неотключившийся выключатель и далее действуют согласно п.4.2.1настоящей Инструкции.
4.2.7. При обесточивании шин действием УРОВ в случае отказа в отключении выключателя одного из присоединений попытаются его отключить. Если выключатель не отключается, то отключаются линейные и шинные разъединители отказавшего в отключении выключателя, подается напряжение на шины и потребителям, питающимся по тупиковым схемам, включаются в транзит отключившиеся линии и трансформаторы.
4.2.8. Если действием УРОВ, ДЗШ отключаются не все присоединения, то перед разборкой схемы неотключившегося выключателя отключаются выключатели всех транзитных присоединений и далее операции производятся согласно п. 4.2.7 настоящей Инструкции.
4.2.9. Обесточивание шин может произойти в результате действия УРОВ при затяжке в отключении выключателя присоединения, на котором произошло КЗ; в этом случае действием УРОВ отключаются все присоединения данной СШ (секции). Если отказавший выключатель не имеет признаков повреждения и задержка включения присоединения приводит к нарушению электроснабжения потребителей, то следует действовать согласно п. 4.2.1настоящей Инструкции. После подачи напряжения потребителям восстанавливается нормальная схема подстанции, а затем разбирается схема дефектного выключателя разъединителями.
4.2.10. Исчезновение напряжения на шинах при отсутствии или отказе ДЗШ или УРОВ может быть вызвано короткое замыкание как на самих шинах, так и на одном из присоединений. Если по анализу работы защит и другим признакам установлено неотключившееся КЗ на одном из присоединений, отключается выключатель поврежденного присоединения; если выключатель не отключается, отключаются выключатели всех присоединений, отделяя данное присоединение разъединителями. На обесточенные шины подается напряжение от соседней СШ или от любой транзитной линии и далее его потребителям, питаемым по тупиковым схемам.
Если повреждение имеется на самих шинах, то отделяется поврежденный участок и далее операции производятся, руководствуясь указаниями данного пункта.
4.2.11. При возможности подачи напряжения от соседней СШ (секции) предварительно отключаются все выключатели обесточенной СШ (секции) и подается напряжение потребителям, питающимся по тупиковым схемам.
4.2.12. Поврежденное во время ликвидации аварии или при повторной подаче напряжения (как вручную, так и автоматически) оборудование отключается сначала выключателями, а затем разъединителями для подачи напряжения на неповрежденную часть.
4.2.13. При исчезновении напряжения на шинах (при отсутствии повреждений на подстанции) операции производятся согласно инструкции предприятия. В этом случае не отключаются транзитные линии для возможного быстрого восстановления напряжения на обесточившейся части системы.
4.2.14. При обесточивании СШ газовой защитой трансформатора (схема с двумя СШ, двумя выключателями на линиях и двумя трансформаторами, каждый из которых включен на соответствующую СШ через разъединитель) предварительно отключается разъединитель трансформатора, а затем выключателем линии подается напряжение на шины и включаются остальные выключатели обесточившейся СШ.
4.2.15. Если обесточивание системы (систем) шин произошло при отсутствии (отказе) ДЗШ или УРОВ, осматриваются панели защит.
Если по работе защит или по другим признакам определено наличие неотключившегося короткое замыкание на одном из присоединений, отключается отказавший выключатель и подается напряжение на шины.
Если по анализу работы защит неясен характер повреждения, то производится осмотр шин и при необходимости разделение СШ отключением ШСВ (СВ), а также параллельно работающих линий (трансформаторов), включенных на разные СШ. При повреждении СШ отключаются от нее все выключатели.
4.2.16. При полной потере защиты шин (например, один комплект находится в проверке, а дублирующий - неисправен):
принимаются меры для восстановления защиты;
вводится оперативное ускорение резервных защит автотрансформатора и на линиях электропередачи, подключенных к данным шинам, если это предусмотрено инструкциями по обслуживанию защит.

4.3. Повреждение выключателей и разъединителей

4.3.1. При отказе в отключении одной или двух фаз выключателя на присоединении с двумя выключателями во время нормальных оперативных переключений принимаются меры для ликвидации возникшей несимметрии включением второго выключателя присоединения, который был отключен ранее, или опробуются на включение ранее отключенные фазы выключателя.
В случае отказа на отключение и отсутствия второго выключателя отключают присоединение с другой стороны, если при этом не произойдет обесточивания потребителей или отключения генераторов (например, нельзя отключить транзитный трехобмоточный трансформатор, питающий тупиковую нагрузку, и т. д.).
Производится осмотр отказавшего выключателя и при отсутствии признаков зависания контактов дается повторный импульс от ключа управления на отключение выключателя.
Если попытка отключения дефектного выключателя окажется неудачной либо операции с ним вообще невозможны, то в зависимости от схемы электрических соединений подстанции операции выполняются следующим образом:
а) в схеме с двумя СШ и двумя выключателями на цепь отключаются все выключатели той СШ, которой принадлежит дефектный выключатель, отключаются шинные и линейные разъединители дефектного выключателя (при этом следует вывести из работы блокировки безопасности дефектного выключателя с его разъединителями). Затем схема электрических соединений подстанции восстанавливается, а дефектный выключатель выводится в ремонт;
б) дистанционно отключается разъединителями неисправный выключатель 220 кВ и выше, зашунтированный одним выключателем или цепочкой из нескольких выключателей других присоединений СШ (схема четырехугольника, полуторная и т. п.), если отключение выключателя может привести к его разрушению и обесточиванию подстанции.
Порядок и условия выполнения операций с разъединителями для различных электроустановок определяются инструкциями;
в) в случае раздельной работы шин подстанций по схемам, указанным в пп. 4.3.1а и 4.3.1б настоящей Инструкции, переходят к работе шин по замкнутой схеме (если позволят токи КЗ, селективность защит, режим и т. д.) и действуют согласно указаниям этих пунктов;
г) в схеме с двумя СШ и одним выключателем на присоединение и включенным ШСВ все неповрежденные присоединения переключаются шинными разъединителями на другую СШ, а присоединения с поврежденным выключателем отключаются ШСВ;
д) в схемах с обходным выключателем присоединение с дефектным выключателем включается разъединителями на опробованную напряжением обходную СШ, затем включается обходной выключатель и с нарушением блокировки безопасности отключаются линейные и шинные разъединители дефектного выключателя.
Операции, в том числе с релейной защитой, производятся по программам (бланкам) переключений.
При производстве операций разъединителями не отключается оперативный ток и не выводятся из действия защиты с обходного выключателя;
е) в тех случаях, когда шиносоединительный (обходной) выключатель отсутствует, а питание потребителей может переводиться на другие источники, потребители переводятся на другой источник питания, при этом обесточивается СШ (секция) для отключения разъединителя дефектного выключателя с нарушением блокировки безопасности, если такие действия не приводят к недопустимому ограничению мощности электростанций и понижению напряжения;
ж) в полуторной схеме электрических соединений при отказе в отключении крайних выключателей операции производятся по указаниям п. 4.3.1а настоящей Инструкции;
з) при отказе в отключении среднего выключателя в полуторной схеме пользуются указаниями п. 4.3.1б настоящей Инструкции только при наличии дистанционного привода разъединителей. В этом случае достаточно иметь одну замкнутую развилку (поле);
и) для отключения дефектного выключателя в схемах многоугольников включаются все выключатели. Операции с разъединителями производятся при наличии дистанционного привода, а в аварийных случаях - от кнопок местного управления разъединителем.
4.3.2. При зависании контактов воздушного выключателя, обнаруживаемого по дыму, выходящему из выхлопных патрубков, потрескиванию и другим признакам, подача сжатого воздуха в камеру, фарфор которой обожжен длительно горящей на контактах дугой, приводит к разрушению камеры и возникновению КЗ. То же может произойти и при отключении выключателя с поврежденным фарфором.
Операции таким воздушным выключателем не производятся. В этом случае уменьшается или снимается с выключателя нагрузка (отключением или разгрузкой отдельных элементов схемы, шунтированием обходным выключателем и т. д.), с тем чтобы ослабить или погасить дугу.
После разгрузки выключателя собирают схему, дающую возможность отключить поврежденный воздушный выключатель шиносоединительным, обходным или секционным выключателем, а если возможно - разъединителем (с дистанционным приводом) в соответствии с правилами технической эксплуатации и п. 4.3.1настоящей Инструкции.4.3.3. Отключение воздушного выключателя кнопкой местного управления в агрегатном шкафу не производится в тех случаях, когда выключатель недоотключился или отключился не всеми фазами.
При отказе в дистанционном включении воздушного выключателя во всех случаях не производится включение его кнопкой местного управления в агрегатном шкафу.
Не производятся операции масляным выключателем, из которого ушло масло или уровень масла в котором резко понизился. С выключателя снимается оперативный ток.
Дальнейшие действия производятся согласно пп. 4.3.1и 4.3.4 настоящей Инструкции. Устранение нагрева шинного (линейного) разъединителя осуществляется разгрузкой данного присоединения путем проведения режимных мероприятий, а также отключением выключателя, если при этом не обесточиваются потребители и позволяет схема энергосистемы.
При наличии двух шинных разъединителей в случае, если указанный метод не применяется, включается отключенный разъединитель присоединения на другую СШ с предварительным включением ШСВ (при раздельной работе шин) с последующим снятием с него действия защит и оперативного тока.
Если создание такой схемы не приведет к снижению нагрева разъединителя, все присоединения, кроме присоединения с нагревшимся разъединителем, переводятся на другую СШ и отключается ШСВ.
В схемах с обходным выключателем нагревшиеся разъединители (шинные или линейные) при необходимости полностью разгружаются от тока путем включения присоединения через обходной выключатель и отключения выключателя в цепи с дефектными разъединителями.
Поврежденные разъединители отключаются только после снятия с них напряжения.
4.3.4. При неисправностях в системе обеспечения сжатым воздухом воздушных выключателей, приведших к прекращению подачи воздуха в ресиверы воздушных выключателей:
отключается действие всех видов устройств АПВ на включение выключателей, к которым прекратилась подача сжатого воздуха;
проверяется включенное состояние всех резервных защит на противоположных концах линий электропередачи, подключенных к РУ с неисправной системой воздухоснабжения, а также на противоположных концах линий электропередачи другого класса напряжения, связанных с данным РУ через автотрансформатор.
При наличии отключенных резервных защит линий принимаются меры к их немедленному вводу в работу:
на электростанциях проверяется также включение резервных защит на блочном оборудовании;
без крайней необходимости не производятся операции с воздушными выключателями в РУ с неисправной системой воздухоснабжения;
при потере воздуха на одном из выключателей он выводится из работы.
4.3.5. При потере постоянного оперативного тока в цепях управления одного из выключателей РУ и невозможности быстрого его восстановления принимаются меры:
для отыскания и устранения повреждения;
к выводу выключателя из работы.
4.3.6. При потере постоянного оперативного тока на всех присоединениях РУ:
определяется и устраняется повреждение;
проверяется включенное состояние резервных защит на противоположных концах линий электропередачи, подключенных к данному РУ, и на противоположных концах линий электропередачи другого класса напряжения, связанных с данным РУ через автотрансформатор связи. При наличии отключенных резервных защит линий их немедленно вводят в работу;
без крайней необходимости не производятся операции с воздушными выключателями в РУ противоположных объектов;
для электростанций проверяется также включенное состояние резервных защит на блочном оборудовании;
учитывается, что при КЗ на оборудовании или линии электропередачи возможно полное погашение подстанции или РУ электростанции дальним резервированием защит.

4.4. Автоматическое отключение СК

 

4.4.1. При автоматическом отключении СК защитой от внутренних повреждений включение его в сеть возможно только после осмотра, проведения испытаний изоляции, выявления и устранения причины отключения.
4.4.2. Если СК отключился действием защиты минимального напряжения при глубоком понижении напряжения во время аварии на подстанции или в энергосистеме, то он без выдержки времени включается в сеть.