Фото и видео

Новости (архив)


Контакты

contact@forca.ru

Содержание материала

7. Перевод присоединений через шиносоединительный выключатель

7.1. Общие положения.
7.1.1. При выполнении кратковременных работ, связанных с переводом присоединения через ШСВ без ввода в работу защит ШСВ, изменения в токовых цепях ДЗШ не производятся. Токовые цепи ШСВ остаются в работе. ДЗШ переводится по нефиксированной схеме.
7.1.2. При переводе присоединения через ШСВ с вводом в работу защит на ШСВ из токовых цепей ДЗШ должны быть исключены:
7.1.2.1. Токовые цепи присоединения, переводимого через ШСВ.
7.1.2.2. Токовые цепи ШСВ из ДЗШ той системы шин, на которой остается переводимое присоединение.
7.1.3. При наличии опережающего отключения ШСВ от резервных защит автотрансформаторов необходимо вывести воздействие резервных защит автотрансформаторов на отключение ШСВ. Вывод воздействия резервных защит автотрансформаторов на отключение ШСВ осуществляется после снятия оперативного тока с ШСВ при выполнении нефиксированной схемы.
7.1.4. При выполнении перевода присоединения с ШСВ на собственный выключатель и наличии опережающего отключения ШСВ от резервных защит автотрансформаторов, необходимо перед установкой оперативного тока на ШСВ после выполнения фиксированной схемы шин подстанции ввести воздействие резервных защит автотрансформаторов на отключение ШСВ.
7.1.5. Уставка по времени АПВ на ШСВ выполняется такой же, как и на переводимом присоединении. При наличии автосборки время включения ШСВ при АВСН может оставаться таким же как и при его работе в качестве шиносоединительного выключателя.
7.1.6. При наличии УРОВ одновременно с вводом защит на ШСВ необходимо ввести пуск УРОВ от защит ШСВ.
7.1.7. При освобождении системы шин перед отключением ШСВ (снятием напряжения с СШ) необходимо переключать цепи напряжения осциллографа на ТН системы шин остающейся в работе.
7.1.8. Перевод присоединения через ШСВ должен производиться через систему шин в сторону которой сориентированы защиты ШСВ, в противном случае необходимо произвести переключения в токовых цепях или цепях напряжения согласно местным инструкциям.

7.2. Оперативные указания по переводу присоединений через шиносоединительный выключатель.
7.2.1. Без запетления выключателя присоединения.
7.2.1.1. На защитах ШСВ выполнить уставки для питания переводимого присоединения через ШСВ.
7.2.1.2. Перевести ДЗШ на работу по нефиксированной схеме.
7.2.1.3. Снять с ШСВ предохранители оперативных цепей управления выключателем.
7.2.1.4. При наличии опережающего отключения ШСВ от резервных защит автотрансформаторов необходимо вывести воздействие резервных защит автотрансформаторов на отключение ШСВ.
7.2.1.5. Ввести запрет АПВ обеих систем шин.
7.2.1.6. Перевести все присоединения на систему шин, за которой не зафиксировано переводимое присоединение (смотри условие 4.2.9).
7.2.1.7. Убедиться, что цепи ТН освобождаемой и остающейся в работе СШ не объединяются (смотри пункт 4.1.7) и отключить ТН освобожденной системы шин.
7.2.1.8. Установить оперативный ток на ШСВ, отключить ШСВ, разобрать схему ШСВ.
7.2.1.9. Проверить выведенное положение накладок "Пуск УРОВ" от
защит ШСВ.
7.2.1.10. Опробовать настроенные защиты ШСВ на отключение.
7.2.1.11. Собрать схему ШСВ.
7.2.1.12. Включить ШСВ.
7.2.1.13. Снять с ШСВ предохранители оперативных цепей управления выключателем.
7.2.1.14. Перевести переводимое присоединение на освобожденную систему шин.
Примечание: пункты 7.2.1.6, 7.2.1.14 выполняются при необходимости опробования действия защит на отключение ШСВ. В случае отсутствия такой необходимости в пункте 7.2.1.6 на одну из систем шин переводятся все присоединения за исключением переводимого через ШСВ.
7.2.1.15. Ввести в работу защиты на ШСВ и АПВ. При наличии УРОВ ввести пуск УРОВ от защит ШСВ.
7.2.1.16. Вывести запрет АПВ обеих систем шин.
7.2.1.17. Установить оперативный ток на ШСВ.
7.2.1.18. Вывести из работы защиты собственного выключателя и пуск УРОВ от указанных защит.
7.2.1.19. Вывести ДЗШ из работы. Исключить из ДЗШ токовые цепи присоединения, переводимого через ШСВ.
7.2.1.20. Исключить токовые цепи ШСВ из дифзащиты той системы шин, на которой остается переводимое присоединение.
7.2.1.21. Замерить небаланс ДЗШ. Ввести ДЗШ в работу.
7.2.1.22. Вывести накладку отключения переведенного присоединения от ДЗШ.
7.2.1.23. Снять оперативный ток с цепей управления переведенного через ШСВ присоединения.

7.2.2. С запетлением выключателя присоединения.
7.2.2.1. Отключить ВЛ со всех сторон выключателями и линейными разъединителями.
7.2.2.2. Ввести запрет АПВ шин.
7.2.2.3. Отключить ШР выводимого выключателя.
7.2.2.4. Исключить ТЦ выводимого выключателя из ТЦ ДЗШ. Вывести воздействие защит на выведенный выключатель и пуск УРОВ от них.
7.2.2.5. При необходимости, по условиям ТБ заземлить ВЛ. По бланку переключений освободить и заземлить СШ.
7.2.2.6. На защитах ШСВ выполнить уставки переводимого присоединения.
7.2.2.7. Окончить работы по запетлению выключателя. Разземлить ВЛ и систему шин.
7.2.2.8. Исключить токовые цепи ШСВ из ДЗШ 1 и 2 СШ. При наличии на ШСВ делительных защит, ОДС или опережающего отключения ШСВ от защит автотрансформаторов вывести их воздействие на отключение ШСВ.
7.2.2.9. Ввести защиты и АПВ на ШСВ. Опробовать воздействие их на ШСВ и пуск УРОВ. При необходимости на время опробования УРОВ вывести из работы. Пуск УРОВ от защит ШСВ не вводить.
7.2.2.10. Замерить ток небаланса ДЗШ. Ввести запрет АПВ шин. Собрать схему ВЛ со всех сторон.
7.2.2.11. Собрать схему ШСВ разъединителями и запетленного ВВ, если его разъединители остались в схеме.
7.2.2.12. Вывести запрет АПВ шин.
7.2.2.13. Произвести опробование ВЛ и освобожденной системы шин включением выключателя присоединения с противоположного конца.
7.2.2.14. Ввести пуск УРОВ от защит ШСВ и подключить ТЦ ШСВ к той системе шин, на которую включены все присоединения.
7.2.2.15. Без АПВ включить ШСВ. Ввести АПВ на ШСВ.
7.2.2.16. Замерить небаланс ДЗШ.
7.2.2.17. Ввести по ВЛ АПВ со всех сторон.

8. Перевод присоединения с шиносоединительного выключателя на собственный

8.1. Выключатель не запетлен, на ШСВ защиты введены в работу.
8.1.1. Установить оперативный ток на собственном выключателе. Проверить выведенное положение накладок "Пуск УРОВ" от защит собственного выключателя.
8.1.2. Опробовать и ввести в работу защиты собственного выключателя и пуск УРОВ от указанных защит. При необходимости УРОВ выводится из работы на время опробования.
8.1.3. Вывести ДЗШ из работы. Подключить токовые цепи переводимого присоединения и токовые цепи ШСВ к ДЗШ той системы шин, на которую включено переводимое присоединение.
Примечание: если выключатель отключен и через него и ШСВ не протекает ток, пункт 8.1.3 выполняется без вывода ДЗШ из работы.
8.1.4. Замерить ток небаланса ДЗШ. Ввести в работу ДЗШ.
8.1.5. Снять оперативный ток с ШСВ.
8.1.6. Ввести запрет АПВ обоих систем шин.
8.1.7. Восстановить фиксированную схему подстанции.
8.1.8. Вывести запрет АПВ обоих систем шин.
8.1.9. Ввести воздействие резервных защит автотрансформаторов на отключение ШСВ.
8.1.10. Установить оперативный ток на ШСВ.
8.1.11. Перевести ДЗШ в фиксированное положение.
8.1.12. Ввести на ШСВ автоматику опережающего деления сети, если она задана. Вывести из работы защиты ШСВ и пуск УРОВ от защит ШСВ, если на ШСВ отсутствуют делительные защиты. При наличии делительных защит выполнить уставки и ввести их в работу.

8.2. Перевод транзитных присоединений на собственный выключатель. Выключатель присоединения запетлен. Защиты ШСВ введены в работу.
8.2.1. Ввести запрет АПВ шин. Отключить переводимую через ШСВ ВЛ со всех сторон и разобрать схему разъединителями.
8.2.2. Выполнить работы по распетлению выключателя. Снять переносные заземления, если последние устанавливались, отключить заземляющие ножи.
8.2.3. Вывести запрет АПВ шин.
8.2.4. Подать оперативный ток цепей управления собственным выключателем. Проверить выведенное положение накладок "Пуск УРОВ" от защит собственного выключателя.
8.2.5. Ввести защиты и АПВ переведенного присоединения на собственном выключателе, опробовать цепи, их воздействие на выключатель.
8.2.6. Вывести из работы ДЗШ и УРОВ. Опробовать действие ДЗШ и УРОВ на отключение собственного выключателя и пуск УРОВ от защит собственного ВВ.
8.2.7. Ввести в работу ДЗШ и УРОВ.
8.2.8. Вывести из работы защиты ШСВ и пуск УРОВ от этих защит. При наличии на ШСВ делительных защит выполнить заданные уставки, ввести делительные защиты на ШСВ в работу и пуск УРОВ от них. Ввести на ШСВ ОДС (при его наличии).
8.2.9. Включить шинный и линейный разъединители выключателя переведенного присоединения.
8.2.10. Включить выключатель переведенного присоединения.
8.2.11. Произвести опробование линии, СШ и выключателя переведенного присоединения напряжением включением выключателя противоположного конца линии.
8.2.12. Подключить трансформаторы тока переведенного присоединения к цепям ДЗШ. Подключить трансформаторы тока ШСВ к ДЗШ 1 и 2 систем шин.
8.2.13. Ввести накладки отключения выключателя переведенного присоединения от ДЗШ, УРОВ и собственных защит. Ввести пуск УРОВ от защит.
8.2.14. Ввести запрет АПВ шин.
8.2.15. Собрать схему ШСВ разъединителями. Включить ШСВ. Снять предохранители оперативных цепей управления ШСВ.
8.2.16. Выполнить схему с фиксированным распределением присоединений по системам шин.
8.2.17. Вывести запрет АПВ шин.
8.2.18. Подать оперативный ток на ШСВ.
8.2.19. Перевести ДЗШ на работу по фиксированной схеме. Замерить ток небаланса ДЗШ.
8.2.20. При наличии опережающего отключения ШСВ от резервных защит автотрансформаторов ввести воздействие резервных защит автотрансформаторов на отключение ШСВ.

8.3. Перевод тупиковых присоединений на собственный выключатель. Выключатель запетлен, защиты на ШСВ введены в работу.
8.3.1. Ввести запрет АПВ от ДЗШ.
8.3.2. Отключить ШСВ и разобрать схему разъединителями, исключить из токовых цепей ДЗШ токовые цепи ШСВ.
8.3.3. Вывести запрет АПВ шин.
8.3.4. Произвести распетление выключателя переведенного присоединения.
8.3.5. Снять переносные заземления, если последние устанавливались, отключить заземляющие ножи на собственном выключателе. Проверить выведенное положение накладок "Пуск УРОВ" от защит собственного выключателя.
8.3.6. Ввести защиты и АПВ переведенного присоединения на собственном выключателе, опробовать их цепи на выключатель.
8.3.7. Вывести из работы ДЗШ и УРОВ. Опробовать действие ДЗШ и УРОВ на отключение собственного выключателя и пуск УРОВ от защит ВВ. Ввести в работу ДЗШ и УРОВ.
8.3.8. Включить шинный разъединитель переводимого присоединения на освобожденную систему шин. Включить выключатель переводимого присоединения. Проверить, что ТЦ присоединения из ТЦ ДЗШ исключены.
8.3.9. Перевести ДЗШ в режим опробования освобожденной системы шин согласно местной инструкции.
8.3.10. Ввести запрет АПВ шин.
8.3.11. Собрать схему ШСВ разъединителями. Включить ШСВ. Перевести ДЗШ из режима опробования в режим работы по нефиксированной схеме.
8.3.12. Вывести запрет АПВ шин.
8.3.13. Подключить к ДЗШ токовые цепи переводимого присоединения. В соответствии с местной инструкцией, к токовым цепям ДЗШ подключить токовые цепи ШСВ 1 и 2 СШ.
8.3.14. Ввести накладки отключения выключателя переводимого присоединения от ДЗШ, УРОВ и собственных защит.
8.3.15. Ввести пуск УРОВ от защит выключателя переводимого присоединения.
8.3.16. Снять предохранители оперативных цепей управления ШСВ. Вывести из работы защиты на ШСВ и пуск УРОВ от этих защит.
8.3.17. Выполнить схему с фиксированным распределением присоединений по системам шин.
8.3.18. Подать оперативный ток на ШСВ.
8.3.19. При наличии опережающего отключения ШСВ от резервных защит автотрансформаторов или ОДС ввести воздействие резервных защит автотрансформаторов на отключение ШСВ и ввести в работу ОДС.
8.3.20. Перевести ДЗШ на работу по фиксированной схеме. Замерить небаланс ДЗШ.
8.3.21. Выполнить уставки делительных защит на ШСВ и ввести делительные защиты ШСВ в работы (если последние заданы СРЗА).
8.3.22. Отключить выключатель переводимого присоединения. Включить линейный разъединитель присоединения.
8.3.23. Без АПВ включить выключатель переведенного присоединения.
8.3.24. Вывести из работы ДЗШ.
8.3.25. Замерить небаланс ДЗШ. Ввести в работу ДЗШ.
8.3.26. Подключить АПВ на выключатель переведенного присоединения.

9. Перевод трансформатора на работу через обходной выключатель

9.1. Проверить, что обходная система шин находится в резерве, обходной выключатель отключен и схема его разобрана разъединителями. Проверить выведенное положение накладок "Пуск УРОВ" от защит обходного выключателя.
9.2. Установить оперативный ток цепей управления на обходном выключателе.
9.3. Ввести в работу защиты на обходном выключателе с уставками, заданными СРЗА, для питания трансформатора через обходной выключатель. Проверить поочередно действие введенных защит на отключение обходного выключателя и на пуск УРОВ. Проверить, по возможности, действие защит АТ на ОВВ, действие ДЗШ и УРОВ на ОВВ и действие защит ОВВ, а выходные реле - защит АТ.
Примечание: пункт 9.3 выполняется полностью или частично в зависимости от местных условий, на время опробования устройства выводятся из работы.
9.4. Согласно местной инструкции, перевести ДЗШ в режим опробования (выполнить необходимые операции с испытательными блоками и накладками).
9.5. Ввести запрет АПВ шин.
9.6. Собрать схему обходного выключателя разъединителями. Вывести запрет АПВ шин. Произвести опробование обходной системы шин включением обходного выключателя без АПВ. После успешного опробования обходной выключатель отключить. Без вывода из работы дифзащиты трансформатора подключить токовые цепи дифзащиты трансформатора на сумму токов обходного выключателя и выключателя трансформатора (если такой перевод предусмотрен) или перевести токовые цепи с выносных трансформаторов тока на встроенные силового трансформатора с выводом дифзащиты трансформатора из работы. При переводе дифзащиты на встроенные трансформаторы тока перед выводом ее из работы вводится оперативное ускорение резервных защит.
9.7. Замерить небаланс дифзащиты трансформатора и ввести ее в работу.
9.8. Подключить цепи отключения обходного выключателя от защит трансформаторов.
9.9. Перевести ДЗШ из режима опробования в рабочий.
9.10. Подключить токовые цепи обходного выключателя к ДЗШ той системы шин, за который зафиксирован трансформатор. Ввести накладки отключения обходного выключателя от ДЗШ и УРОВ.
9.11. Ввести на обходном выключателе пуск УРОВ от собственных защит, вводимых в работу.
9.12. Проверить, что АПВ на ОВВ и ВВ трансформатора выведены.
9.13. Включить разъединитель трансформатора на обходную систему шин.
9.14. Включить обходной выключатель, проверить наличие нагрузки на нем.
9.15. Отключить выключатель трансформатора. Вывести оперативное ускорение резервных защит, если оно вводилось.
9.16. Исключить из ДЗШ токовые цепи выключателя трансформатора от ДЗШ и УРОВ.
9.17. Исключить токовые цепи выключателя трансформатора из дифзащиты трансформатора, если они включались на сумму токов с ТТ ОВВ.
9.18. Замерить небаланс дифзащиты трансформатора и ДЗШ.
9.19. Исключить цепи воздействия всех защит на выключатель трансформатора. При необходимости ввести АПВ на ОВВ.
9.20. Снять оперативный ток с выключателя трансформатора.
9.21. Ввести запрет АПВ шин.
9.22. Отключить трансформаторный и шинный разъединитель выключателя трансформатора. Включит заземляющие ножи.
9.23. Вывести запрет АПВ шин.

10. Перевод трансформатора с обходного выключателя на собственный

10.1. Снять переносные заземления, отключить заземляющие ножи.
10.2. Подать оперативный ток цепей управления выключателя трансформатора.
10.3. Вывести из работы ДЗШ и УРОВ. Опробовать действие ДЗШ и УРОВ на отключение выключателя трансформатора. Ввести в работу ДЗШ и УРОВ.
10.4. В соответствии с местными условиями проверить поочередное действие защит трансформатора на отключение собственного выключателя. На время опробования защита и пуск УРОВ выводятся из работы.
10.5. Включить трансформаторный разъединитель.
10.6. Включить выключатель трансформатора. После опробования выключатель отключить.
10.7. Подключить токовые цепи дифзащиты трансформатора на сумму токов ОВВ и ВВ трансформатора (если такой перевод предусмотрен) без вывода дифзащиты из работы. Подключить цепи отключения ВВ трансформатора от собственных защит трансформатора.
10.8. Ввести накладки на отключение ВВ трансформатора от УРОВ и ДЗШ.
10.9. Ввести запрет АПВ шин.
10.10. Включить шинный разъединитель ВВ трансформатора на ту систему шин, за которой зафиксирован трансформатор.
10.11. Вывести запрет АПВ шин.
10.12. Подключить к ДЗШ токовые цепи выключателя трансформатора без вывода ДЗШ.
10.13. Включить выключатель трансформатора.
10.14. Отключить обходной выключатель. Отключить обходной разъединитель ВВ трансформатора.
10.15. Исключить из ДЗШ токовые цепи обходного выключателя и снять накладку отключения его от ДЗШ и УРОВ.
10.16. В соответствии с местной инструкцией исключить токовые цепи обходного выключателя из дифзащиты трансформатора и снять накладку отключения обходного выключателя от защит трансформатора. Если токовые цепи дифзащиты трансформатора переводились на встроенные трансформаторы тока, то необходимо перевести их на выносные. На время перевода дифзащита выводится из работы и вводится оперативное ускорение резервных защит. Замерить небаланс на исполнительных органах.
10.17. Вывести защиты обходного выключателя и пуск УРОВ от этих защит. Вывести действие защит обходного выключателя на выходные реле защит трансформатора.
10.18. Снять оперативный ток цепей управления обходного выключателя. Убедиться на месте, что последний отключен. При необходимости разобрать схему обходного выключателя.

11. Вывод в ремонт системы шин

11.1. ДЗШ перевести в нефиксированное положение. Ввести запрет АПВ обеих систем шин.
11.2. Снять оперативный ток с привода и защит шиносоединительного (секционного) выключателя.
11.3. Перевести все присоединения с освобождаемой системы шин на остающуюся в работе систему шин. Перевести цепи напряжения осциллографа на ТН рабочей системы шин.
11.4. Отключить автоматы (снять предохранители) вторичных цепей ТН освобождаемой системы шин. По щитовому вольтметру, контролирующему напряжение на освобождаемой системе шин, проверить отсутствие напряжения. Наличие напряжения свидетельствует о непереключении блокконтактов шинного разъединителя одного или нескольких присоединений, об объединении вторичных цепей напряжения обеих систем шин. В этом случае дальнейшее освобождение системы шин необходимо прекратить до выяснения и устранения причины не переключения блокконтактов.
11.5. Отключить шинный разъединитель ТН освобожденной системы шин.
11.6. При отсутствии тока через шиносоединительный выключатель подключить оперативный ток и отключить шиносоединительный выключатель.
11.7. Разобрать разъединителями схему шиносоединительного выключателя. Исключить ТЦ ШСВ из ТЦ ДЗШ обеих систем шин.
11.8. Включить шинный разъединитель ТН освобожденной системы шин и автоматы (предохранители) вторичных цепей.
11.9. По щитовому вольтметру, контролирующему напряжение на освобожденной системе шин (секции) проверить отсутствие на ней напряжения.
11.10. Отключить шинный разъединитель ТН выводимой из работы системы шин, отключить автоматы (снять предохранители) с низкой стороны.
11.11. Вывести запрет АПВ обеих систем шин.
11.12. Вывести систему шин в ремонт.

12. Ввод в работу систем шин

12.1. Ввести запрет АПВ обеих систем шин.
12.2. Перевести ДЗШ в режим опробования. Собрать схему ШСВ.
12.3. Включить шиносоединительный выключатель, чем подается напряжение на вводимую в работу систему шин.
12.4. Включить шинный разъединитель трансформатора напряжения вводимой в работу системы шин и включить автоматы (поставить предохранители) вторичных цепей.
12.5. Убедиться по щитовому вольтметру в наличии напряжения на вводимой в работу системе шин.
12.6. Подключить ТЦ ШСВ к ТЦ ДЗШ 1 и 2 систем шин. Перевести ДЗШ из режима опробования в рабочий режим.
12.7. Снять оперативный ток с шиносоединительного выключателя и выполнить нормальную фиксированную схему.
12.8. Вывести запрет АПВ шин.
Примечание. В целях исключения случаев повреждения трансформаторов напряжения типа НКФ при использовании системы шин для проведения фазировки, необходимо на резервную систему шин перед включением на нее трансформатора напряжения и подачей напряжения, при возможности, включить ненагруженный трансформатор с заземленной нейтралью. В полуторных схемах при опробовании системы шин необходимо ввести накладку, предназначенную для ввода чувствительных органов ДЗШ. После опробования накладка переводится в отключенное положение.
12.9. Опробование СШ отходящим присоединением.
12.9.1. Опробование СШ после срабатывания ДЗШ производится только тем присоединением, которым допускается по условиям чувствительности ДЗШ. Конкретно название присоединения указывается в письмах по уставкам ДЗШ. При этом токовые цепи этого присоединения из ДЗШ не исключать.
12.9.2. Опробование СШ после ремонта желательно выполнять каким-нибудь присоединением без отпаек.
На момент опробования СШ необходимо из токовых цепей ДЗШ исключить токовые цепи присоединения, которым производится опробование. При возникновении КЗ на опробуемой СШ невыполнение этого требования может привести к погашению всего ОРУ действием ДЗШ, находящейся в связи с ремонтом СШ в нефиксированном положении. Присоединение, которым опробуют систему шин, в этом случае может быть выбрано и не из числа заданных по условиям чувствительности ДЗШ.
Если токовые цепи исключаются с помощью испытательных блоков, на момент операции с ними ДЗШ из работы не выводить. Если токовые цепи исключаются на рядах зажимов, то на время их исключения (подключения) ДЗШ выводить общей накладкой. каждый раз после операций с токовыми цепями ДЗШ необходимо контролировать небаланс ДЗШ.
Высокочастотную защиту присоединения, которым опробуется ДЗШ, необходимо перевести в режим отсечки путем снятия оперативного тока с ВЧ-поста защиты на том конце линии, где вводится СШ. Это позволяет без выдержки времени отключить возникшее на опробуемой СШ КЗ с противоположного конца линии.
12.9.3. Подачу напряжения на СШ рекомендуется производить включением выключателя с противоположной стороны линии для обеспечения автоматического ускорения резервных защит.
При подаче напряжения выключателем на ПС, где вводится СШ, необходимо на противоположном от вводимой СШ конце ввести оперативное ускорение (там, где оно имеется) резервных защит. Это уменьшает время отключения КЗ при отказе ДФЗ.

13. АПВ шин и автоматическое восстановление доаварийного режима

13.1. АПВ шин. После срабатывания дифзащиты шин производится автоматическое опробование исправности системы шин (АПВ шин). АПВ шин осуществляется комплектом АПВ присоединения, предназначенного для опробования системы шин.
АПВ шин при фиксированной схеме осуществляется для каждой системы шин включением одного из присоединений данной системы шин, предусмотренных для этой цели.
АПВ шин при нефиксированной схеме осуществляется включением одного из присоединений, предусмотренных для АПВ шин по фиксированной схеме.
В случае, если ДЗШ в режиме неуспешного АПВ нечувствительна, она дополняется чувствительными органами. Ручное опробование системы шин должно осуществляться только присоединением, предусмотренным для АПВ шин, так как при опробовании шин другим присоединением, в случае неустойчивого КЗ, отключится с выдержкой времени выключатель противоположного конца линии с действием АПВ.
Вывод из работы АПВ шин осуществляется:
13.1.1. На ДЗШ с автосборкой - специальными накладками запрета АПВ шин.
13.1.2. На ДЗШ без автосборки - включением накладок "Запрет АПВ от ДЗШ" на присоединениях, которыми осуществляется АПВ шин. На остальных присоединениях проверяется введенное положение указанных накладок.

13.2. Автоматическое восстановление доаварийного режима.
13.2.1. Назначение. ДЗШ с автосборкой предназначена для автоматического восстановления схемы распределительного устройства, предшествующей аварийному состоянию, в случае успешного АПВ после действия ДЗШ.
На электростанциях действием автоматики включаются все отключившиеся присоединения за исключением выключателей блоков.
13.2.2. Принцип действия. После срабатывания дифзащиты шин выключателем одного из присоединений, осуществляющим АПВ шин, производится опробование обесточившейся системы шин. Если КЗ устранилось, происходит включение отключенных дифзащитой шин присоединений от устройства АПВ. В случае устойчивого КЗ присоединение, включившееся первым, отключается с помощью чувствительных органов дифзащиты шин. Одновременно с этим производится запрет АПВ всех других присоединений. На электростанциях с целью предотвращения несинхронного включения генераторов, а на подстанциях для исключения неполнофазных режимов в схеме предусмотрен контроль отсутствия напряжения на шинах. Если после отключения КЗ, на шинах сохраняется напряжение от не отключившейся фазы, то сразу происходит запрет АПВ всех присоединений и АПВ шин не осуществляется. Схема устройства автоматического восстановления доаварийного режима выполнена автономной для каждой из систем, то есть позволяет осуществлять автоматическую сборку только одной (любой) системы шин.
13.2.3. Указания по оперативному обслуживанию.
13.2.3.1. Вывод из действия автоматической сборки 1 и 2 СШ производится установкой одной или двух накладок "Запрет АПВ шин", расположенных на панели ДЗШ, в положение "введено". В этом случае при работе ДЗШ на комплекте АПВ всех присоединений будет выдан "запрет" и автосборки не произойдет.
13.2.3.2. Для вывода из действия автосборки, но сохранении АПВ шин необходимо:

  • на присоединениях, которыми производится АПВ шин никаких действий не производить;
  • на всех остальных присоединениях 1 и 2 СШ ввести накладки "Запрет АПВ шин от ДЗШ";
  • накладки "Запрет АПВ шин" на панели ДЗШ не вводить.

13.2.3.3. Устройство автоматической сборки должно всегда находиться в работе.
13.2.3.4. Вывод устройства производится по распоряжению диспетчера ДС в следующих случаях:

  • когда будут отключены присоединения данной системы шин, предназначенные для подачи напряжения на шины при их опробовании;
  • при неисправности устройства автоматической сборки;
  • при неисправностях аккумуляторной батареи в том случае, когда на подстанции установлены масляные выключатели, - в других случаях по указанию диспетчера ДС;
  • при наличии автосборки и отключении присоединения, которым осуществляется АПВ системы шин и наличии присоединения, заменяющего отключенное, автосборка должна оставаться в работе;
  • при выводе в ремонт системы шин и наличии автосборки, автосборка выводится из работы на время операций с шинными разъединителями, после чего вводятся в работу.

14. Устройство резервирования отказа выключателей (УРОВ)

14.1. Назначение. Устройство резервирования отказа выключателей предназначено для ликвидации повреждения при КЗ и отказе выключателя присоединения. УРОВ с дополнительной выдержкой времени после срабатывания защиты отключает все выключатели, примыкающие к поврежденной системе шин.
Устройство УРОВ в системе Донбасского региона применяется на выключателях напряжением 110 кВ и выше. С целью повышения эффективности действия УРОВ пуск его схемы осуществляется от всех ступеней основных и резервных защит поврежденного присоединения. Выдержка времени устройств резервирования принимается равной 0.3-0.5 с.

14.2. Схемы УРОВ, применяемые в регионе.
14.2.1. Упрощенная схема УРОВ для электростанций и подстанций с двойной системой шин. Упрощенная схема устройства резервирования действует при фиксированной схеме подстанции следующим образом:
14.2.1.1. При коротком замыкании на присоединении и отказе выключателя присоединения выходным реле защит производится пуск УРОВ, через время 0.5 с отключается ШСВ и разделяет системы шин. Дальнейшая ликвидация повреждения осуществляется действием защит, установленных на противоположных концах линии, и защитами генераторов, которые включены на систему шин с отказавшим выключателем.
14.2.1.2. При срабатывании дифзащиты шин и отказе ШСВ действием УРОВ отключаются все присоединения неповрежденной системы шин. Указанная схема применена на ТЭС.
14.2.2. Полная схема УРОВ для станций и подстанций с двойной системой шин.
На большинстве объектов системы применены более сложные схемы устройства резервирования отказа выключателей, обеспечивающие ликвидацию повреждения при отказе выключателей линии, шиносоединительных и секционных выключателей, выключателей трансформаторов (автотрансформаторов) подстанций и трансформаторов, работающих в блоке с генераторами. Схемы УРОВ действуют как при фиксированных, так и при нефиксированных схемах.
Для определения не отключившегося выключателя, кроме действия защиты, в УРОВ используется фактор наличия тока в цепи резервируемого выключателя.
С этой целью применяются трехфазные реле тока с высокой чувствительностью. УРОВ действует в следующих случаях.
14.2.2.1. При фиксированной схеме и коротком замыкании на линии с отказом линейного выключателя от схемы УРОВ осуществляется мгновенная повторная подача отключающего импульса на отказавший выключатель. После того, как выключатель повторно не отключился, с выдержкой времени УРОВ отключаются при фиксированной схеме шин все присоединения, примыкающие к поврежденному элементу на данной системе шин и шиносоединительный выключатель; при нефиксированной схеме отключаются все присоединения. В качестве выходных реле используются выходные реле дифзащиты соответствующей системы шин, иногда УРОВ имеют собственные выходные реле. Схемой УРОВ осуществляется запрет АПВ отключившихся выключателей. Поврежденная линия с противоположной стороны отключается своими защитами.
14.2.2.2. При фиксированной схеме и коротком замыкании на одной из систем шин в случае отказа ШСВ, УРОВ действует на отключение присоединений неповрежденной системы шин. При этом выдается запрет АПВ неповрежденной системы шин. Запрет АПВ повредившейся системы шин выдается.
14.2.2.3. При коротком замыкании на шинах и отказе выключателя линейного присоединения, оснащенного ДФЗ или защитами с ВЧ блокировкой производится останов ВЧ постов присоединения системы шин с отказавшим выключателем, в результате чего производится отключение выключателя противоположного конца с последующим включением его от АПВ. При наличии на линии аппаратуры телеотключения (ВЧТО, АНКА-АВПА) от УРОВ передается команда на отключение выключателя противоположного конца с запретом АПВ.
14.2.2.4. На подстанциях при коротком замыкании на шинах и отказе выключателя трансформатора (автотрансформатора) УРОВ действует на отключение трансформатора по сторонам среднего и низкого напряжения. При этом запрет АПВ повредившейся системы шин выполняется от УРОВ. На станциях при КЗ на шинах и отказе выключателя блока, УРОВ действует дополнительно на отключение АГП и выключателей рабочего питания собственных нужд, при этом выдается запрет АПВ поврежденной системы шин.
14.2.2.5. На станциях с блоками 200 МВт и более при неполнофазном режиме отключения выключателя блока выполняется ускорение земляных защит трансформаторов блока для сокращения времени неполнофазного режима. Выдержка времени ускорения земляной защиты при неполнофазном отключении применяется значительно меньшей основной уставки по времени. При срабатывании выходных реле и земляных защит блока по цепи ускорения защит блока производится запуск УРОВ действующего на отключение всех присоединений, включенных на систему шин, к которой подключен неполнофазно отключившийся блок с запретом АПВ шин.
14.2.2.6. Для систем шин секционированных секционными выключателями при повреждении на одной из секций и отказе в отключении секционного выключателя, УРОВ действует на отключение присоединений и ШСВ неповрежденной секции.
14.2.3. УРОВ подстанций, выполненных по схеме мостиков с выключателем со стороны трансформаторов. УРОВ действует таким образом:
14.2.3.1. При КЗ на линии и отказе выключателя трансформатора, отключаются от УРОВ выключатели среднего и низкого напряжения трансформатора через общее реле защит трансформатора: запрет АПВ перемычки не выполняется, что позволяет сохранить транзит через шины рассматриваемой подстанции в случае успешного АПВ.
14.2.3.2. При коротком замыкании на линии и отказе выключателя перемычки, УРОВ действует на отключение выключателя высокой стороны трансформатора, не примыкающего к поврежденной линии и останов ДФЗ неповрежденной линии, чем обеспечивается отключение выключателя с противоположной стороны без выдержки времени с последующим АПВ.
14.2.3.3. При коротком замыкании в трансформаторе и отказе его выключателя с высокой стороны, УРОВ действует на отключение выключателя перемычки с запретом АПВ и остановом ДФЗ линии, примыкающей к поврежденному трансформатору. Отключение выключателя с противоположного конца линии от ДФЗ происходит при условии достаточной чувствительности защиты к повреждению в трансформаторе.

15. Оперативные указания дежурному персоналу по эксплуатации УРОВ

15.1. УРОВ должно быть всегда введено в работу.
15.2. Выводится УРОВ при:
15.2.1. Выводе из работы ДЗШ двойной системы шин для выполнения технического обслуживания, если УРОВ и ДЗШ имеют общие выходные цепи (указывается в местных инструкциях).
15.2.2. Неисправностях в самой схеме УРОВ.
15.2.3. Выполнении технического обслуживания.
15.2.4. Выводе в ремонт выключателя присоединения обязательно выводятся накладки в цепях пуска УРОВ от защиты этого присоединения и аппаратуры телеотключения.
15.2.5. Выводе из работы одной из защит присоединения, находящегося в резерве, выводится накладка в цепи пуска УРОВ от выведенной защиты.
15.2.6. В других случаях по указанию СРЗА.
15.3. При выводе из работы УРОВ должны вводиться делительные защиты на ШСВ.