Фото и видео

Новости (архив)


Контакты

contact@forca.ru

Содержание материала

7. Ликвидация технологических нарушений на линиях электропередачи.

7.1. Ликвидация технологических нарушений на транзитных и тупиковых линиях электропередачи.

7.1.1. При автоматическом отключении тупиковой ВЛ, КЛ или ВЛ с кабельными участками, которое привело к обесточиванию потребителей, персонал электростанции (подстанции) должен включить отключившиеся выключатели линии, один раз вручную, в том числе и после неуспешного действия однократного АПВ. Перед включением необходимо вывести из действия АПВ, если последнее не выводится автоматически.
Данные указания не распространяются на следующие линии:
а) тупиковые, оборудованные двукратным АПВ (с временем второго цикла более 10 с). Целесообразность включения таких линий персоналом вручную после двукратного АПВ определяется исходя из конкретных обстоятельств и местных условий;
б) тупиковые, выключатели, которых не имеют дистанционного управления и не допускают включения по месту после автоматического отключения (привод не отделен от выключателя прочной защитной стенкой, а выключатель имеет недостаточную разрывную мощность);
в) тупиковые, подача напряжения, на которые после их автоматического отключения осуществляется в особом порядке, согласованном энергосистемой и потребителем;
г) тупиковые, если отключение произошло от защит трансформатора, работающего в блоке с ВЛ (КЛ);
д) тупиковые, если присоединение отключилось от АЧР;
е) тупиковые, если присоединение отключилось от САОН.
7.1.2. На каждой подстанции, РП должен быть перечень тупиковых линий (которые не имеют резервного источника питания и на которые распространяются указания 7.1.4), подписанный главным инженером предприятия.
Если тупиковая линия отключилась после однократного АПВ, а также после следующего ее опробования персоналом, диспетчер ОДС,ОДГ имеет право через некоторое время еще один раз попробовать поставить линию под напряжение.
7.1.3. В случае отключения двух параллельных тупиковых линий с обесточиванием потребителей оперативный персонал должен самостоятельно включить поочередно обе линии согласно 7.1.4 и 7.1.5.
7.1.4. Если при отключении в ремонт одной из транзитных линий ПС переходят на тупиковое питание, то на питающем центре и на всех промежуточных ПС на ключах управления выключателями по указанию соответствующего диспетчера вывешиваются плакаты «Транзитная линия отключена». В этом случае на указанные линии распространяются действия, предусмотренные для тупиковых линий.
7.1.5. Если на телеуправляемой ПС в момент отключения линий нет обслуживающего персонала, то операции по включению линий выполняет с помощью телеуправления диспетчер ОДС.
7.1.6. Автоматически отключенную (в том числе и после неуспешного действия АПВ) транзитную линию опробуют напряжением и включают в следующих случаях:
а) при обесточивании или ограничении потребителей;
б) при недопустимой перегрузке одной или нескольких транзитных линий;
в) при недопустимой перегрузке одного или нескольких трансформаторов, соединяющих сети разных напряжений;
Если при опробовании такая транзитная линия отключается снова, то соответствующий диспетчер имеет право через некоторое время повторно поставить линию под напряжение, если другими мероприятиями восстановить питание потребителей, снять недопустимые перегрузки и поднять напряжение не удается.
В случае неуспешного двукратного АПВ диспетчер имеет право включить отключившуюся линию еще раз.
Если при опробовании линии напряжением она снова отключилась, ее состояние следует проверить с помощью устройства, фиксирующего повреждение, или переносного прибора. В случае выявления повреждения на линии ее нужно вывести в ремонт.
Если проверка не выявит повреждения на линии, последняя может быть еще раз поставлена под напряжение и включена в транзит только в том случае, если ее включение необходимо для восстановления питания потребителей или снятия недопустимых перегрузок.
В других случаях или при отсутствии фиксирующих устройств решение о возможности ее включения следует принимать по результатам обхода (облета).
На линиях, оборудованных фиксирующими устройствами, монтер-обходчик направляется на место повреждения, определенное с помощью фиксирующего прибора.
7.1.7. Отключившиеся транзитные линии, за исключением линий в границах города, на которые не распространяются указания 7.1.9, опробуются напряжением и включаются в транзит только после выяснения их состояния во время обхода.
Постановка ВЛ под напряжение должна осуществляться со стороны ПС с электрической схемой, находящейся в нормальном режиме, а со стороны ТЭС в исключительных случаях.
7.1.8. Транзитные линии, отключившиеся автоматически, опробуются напряжением и включаются в транзит под руководством диспетчера, если отключившаяся линия находится в его оперативном управлении или с его разрешения (если отключившаяся линия находится в его ведении).
7.1.9. Оперативный персонал подстанций обязан регистрировать и сообщать дежурному диспетчеру ОДС, в оперативном управлении которого находится линия, о показаниях фиксирующих приборов для определения места КЗ с целью организации обхода линии.
7.1.10. Линии, имеющие выключатели недостаточной отключающей способности, как правило, должны быть оснащены АПВ с контролем наличия встречного напряжения.
До ввода вышеуказанных АПВ на таких выключателях АПВ выводятся, и такие линии в случае автоматических отключений включаются по распоряжению дежурного диспетчера.
7.1.11. Если ВЛ отключается от защит с «толчком» тока, то необходимо измерениями определить место КЗ и выслать в этот район бригаду без права проведения работ, но поддерживая с нею связь. В случае подтверждения повреждения ВЛ выводится в ремонт с соблюдением требований.
Если причина отключения ВЛ не выяснена, то следует произвести повторное опробование линии напряжением.
7.1.12. Дежурный подстанции в случае полной потери защит ВЛ обязан:
а) сообщить диспетчеру ОДС;
б) вызвать персонал СРЗА;
в) немедленно вывести из работы ВЛ, так как возможно полное погашение ПС дальним резервированием защит в случае КЗ, что приведет к обесточиванию потребителей.
7.1.13. ВЛ 110 кВ и ниже при автоматическом отключении и выведенном в ремонт АПВ или его отказе, а также при ошибочном их отключении, как правило, должны включаться вручную, без осмотра оборудования и без разрешения диспетчера.

7.2. Отключение воздушных линий с подстанциями на ответвлениях

7.2.1. В этом разделе рассматриваются вопросы ликвидации технологических нарушений на транзитных линиях с ПС на ответвлениях, выполненных по таким схемам:
а) ПС на ответвлении с одним трансформатором без выключателя (отделителя) со стороны высшего напряжения; защиты трансформатора по соединительным проводам (ВЧ- каналам) действуют на отключение выключателей ВЛ; потребители не имеют резервного источника питания;
б) ПС на ответвлении с одним трансформатором с отделителем со стороны высшего напряжения; защиты трансформатора действуют на включение короткозамыкателей, что приводит к отключению ВЛ и отделителя; потребители не имеют резервного источника питания;
в) ПС на ответвлении с одним трансформатором с выключателем (предохранителями) со стороны высшего напряжения; потребители не имеют резервного источника питания;
г) ПС на ответвлении с одним трансформатором, питание которого со стороны высшего напряжения переключается на другую ВЛ; потребители не имеют резервного источника питания;
д) ПС на ответвлении с одним трансформатором, потребители которого переключаются со стороны низшего напряжения на резервный источник питания;
е) ПС на ответвлении с двумя трансформаторами, которые питаются от двух разных линий, работающих раздельно по стороне низшего напряжения с включенным АВР.
7.2.2. В случае автоматического отключения от линейных защит транзитной линии с ПС на ответвлении по схеме 7.2.1 — перечни а), б), в) — линия опробуется напряжением, а затем включается в транзит.
В случае отключения линии защитами от внутренних повреждений трансформатора включение линии может быть произведено только после отключения разъединителей поврежденного трансформатора.
7.2.3.При автоматическом отключении от линейных защит транзитной линии с ПС на ответвлении по схемам 7.2.1 — перечни г), д) или е) — и срабатывании АВР со стороны высокого (низкого) напряжения включение линии осуществляется на общих основаниях (см. 7.1).
В случае отказа в действии АВР или при его отсутствии (не установлен, отключен по заявке) и обесточивания потребителей линия опробуется напряжением и включается в транзит.
7.2.4. Опробование транзитных линий с ответвлениями, которые отключились по условиям 7.2.2, 7.2.3, производится в случае отказа в работе АПВ, вывода его в ремонт, а также в случае его неуспешной работы.
7.2.5. В случае неуспешного включения с пульта линий с ответвлениями, имеющими в транзите разъединители, позволяющие произвести разделение линий на части, линии опробуются напряжением частями с предварительной проверкой состояния оборудования на ПС и на ответвлениях.
7.2.6. На ВЛ с ответвлениями, которые имеют кабельные участки, распространяются указания 7.1.

7.3. Перегрузка транзитных линий электропередачи.

7.3.1. Перегрузка транзитных линий электропередачи, соединяющих отдельные электростанции или группу электростанций с энергосистемой, может возникнуть вследствие:
а) сброса мощности электростанций в приемной части энергосистемы;
б) отключения части линий или трансформаторов, входящих в сечение транзитных линий;
в) нарушения устойчивости.
7.3.2. Перегрузка транзитных линий электропередачи может быть опасной по условиям:
а) недопустимой токовой нагрузки выключателей, разъединителей, трансформаторов тока и другого оборудования, входящего в транзит, а также нагрева проводов линий электропередачи;
б) статической устойчивости.
7.3.3. На подстанциях предприятия для оперативного персонала должны быть указаны допустимые нагрузки транзитных линий (по нагреву) для нормальных и аварийных режимов и максимально допустимые нагрузки для нормальных и ремонтных схем по условиям устойчивости согласно 6.4.
Работа с перетоками, превышающими аварийно-допустимые значения, запрещается.
Допустимые токовые нагрузки по линиям для нормальных и аварийных режимов должны определяться с учетом допустимых нагрузок всего оборудования, входящего в транзитные ВЛ (проводов, высокочастотных заградителей, шин, трансформаторов тока, разъединителей, силовых трансформаторов).

7.4. Действия персонала при образовании гололеда на воздушных линиях электропередачи.

7.4.1. В случае получения оперативным персоналом сообщения о метеорологических условиях, вызывающих образование гололеда, персонал должен принять меры по изменению схемы электросетей с созданием на основных ВЛ, подверженных наибольшему образованию гололеда, нагрузок, предупреждающих эти образования.
7.4.2. Из-за потребления значительной реактивной мощности при плавке гололеда токами КЗ необходимо на время плавки максимально загрузить источники реактивной мощности, прилегающие к району плавки.
Плавку гололеда на тросах следует производить в любое время суток, а плавку на ВЛ рекомендуется проводить в дневное время.
7.4.3. Режим плавки гололеда определяется по наиболее обледенелому участку провода (троса). Максимально допустимый ток должен определяться с учетом технического состояния линии из расчета нагрева провода (троса) не более чем до 90 °С без гололеда.
Плавка гололеда на грозозащитных тросах с волоконно-оптическим кабелем не предусматривается.
Если токи плавки превышают максимально допустимые токи разъединителей, трансформаторов тока, воздушных и масляных выключателей, ВЧ - заградителей, то последние при технической возможности должны быть зашунтированы (в электроустановках напряжением до 110 кВ).
7.4.4. При плавке гололеда токами нагрузки необходимо следить за допустимыми перетоками активной мощности по межсистемным и транзитным ВЛ по условиям статической устойчивости. Предельные перетоки мощности по условиям статической устойчивости на время плавки гололеда или предотвращения его образования могут быть увеличены на 11 % исходя из возможности снижения запаса статической устойчивости в аварийных условиях.
7.4.5. Если плавка проводится на проводах и тросах, то в первую очередь необходимо произвести плавку на тросе для предупреждения опасных сближений троса с проводом и избежать обрыва троса при больших перегрузках весом гололеда, который, как правило, больше на тросе, чем на проводах.
В отдельных случаях удаление гололеда с троса является достаточным для предупреждения повреждения ВЛ.
7.4.6. В случае гололеда нарушается работа ВЧ - каналов защит. На ВЛ, ВЧ - защиты которых оснащены постами без автоматической проверки исправности ВЧ - канала, канал следует проверять в режиме ручного обмена, не реже чем 1 раз в 2 ч, что должно быть указано в инструкции пред приятия.