Поиск по сайту
Начало >> Инструкции >> Диспетчерская >> Диспетчерские инструкции >> Ликвидация технологических нарушений в электрической части подстанций и распредсетей

Диспетчерская

Инструкции
Должностные

Подстанции - Ликвидация технологических нарушений в электрической части подстанций и распредсетей

Оглавление
Общая часть
Предотвращение снижения частоты
Линии электропередач
Подстанции
Распределительные сети и др.

8. Ликвидация технологических нарушений в главной схеме подстанций.

8.1 Самостоятельные действия дежурного персонала

8.1.1. При автоматическом отключении трансформатора с прекращением электроснабжения потребителей, при наличии на ПС резервного трансформатора, на котором АВР отсутствует или отказало в действии, дежурный должен не медленно включить в работу резервный трансформатор.
8.1.2. Если при отключении трансформатора действием максимальной защиты (защита от внутренних повреждений не действовала, резервный трансформатор отсутствует) нарушается электроснабжение потребителей, а АПВ отсутствует или отказало в действии, дежурный ПС может включить отключившийся трансформатор без осмотра.
8.1.3. В случае отключения выключателей питающих присоединений (связей, трансформаторов, генераторов) от действия защиты шин 6—10 кВ или отключения генераторов действием максимальных защит с нарушением электроснабжения потребителей или питания собственных нужд необходимо подать напряжение на обесточенные шины без осмотра, не включая выключатели отходящих линий. Напряжение подается от трансформатора связи или от соседней секции (системы шин).
8.1.4. Если в случае обесточивания главных шин подстанции действием ДЗШ теряется значительная мощность и это недопустимо по режиму работы энергосистемы, необходимо опробовать напряжением обесточенные шины без осмотра.
Напряжение принимается по любой транзитной линии (желательно без ПС на ответвлении).
При обесточивании обеих систем шин (секций) необходимо предварительно отключить шиносоединительный (секционный) выключатель и произвести поочередное опробование каждой системы шин (секции).
Если в случае обесточивания шин действием ДЗШ обесточиваются потребители и теряют питание собственные нужды, то после успешного опробования шин нужно в первую очередь подать напряжение на собственные нужды.
8.1.5. При обесточивании шин от действия УРОВ или ДЗШ, когда отключились все выключатели, кроме одного, с нарушением питания потребителей и собственных нужд, необходимо отключить не отключившийся выключатель и дальше действовать согласно 8.1.4.
Если не отключился масляный выключатель, то для предотвращения перегорания катушки отключения следует немедленно отключить и снова включить питание цепей управления выключателя.
8.1.6. В случае исчезновения напряжения на шинах при отсутствии ДЗШ и УРОВ, которое может быть вызвано КЗ как на самих шинах, так и на одном из присоединений, когда выключатели блоков генератор-трансформатор отключаются от максимальных защит, НСС после анализа работы защит и других признаков должен определить место повреждения.
Если на одном из присоединений имеется не отключенное КЗ, необходимо отключить выключатель этого присоединения, доложить диспетчеру и дальше действовать по его указанию. При невозможности определить поврежденное присоединение отключают все присоединения и подают напряжение на холостые шины, а потом при поочередном включении присоединений выявляют и отключают дефектное присоединение.
В случае повреждения шин НСС также должен действовать по указанию диспетчера.
8.1.7. Если повторная подача напряжения на отключившееся оборудование может привести к повреждению оборудования электростанции (шин, выключателя, трансформатора и др.), то необходимо немедленно отсоединить поврежденный участок сначала выключателем, а затем — разъединителями.

8.2. Технологические нарушения, связанные с силовыми трансформаторами.

8.2.1. При автоматическом отключении трансформатора защитами от внутренних повреждений (газовой, дифференциальной защитой или отсечкой), а также в случае неуспешного АПВ включение трансформатора в работу может быть осуществлено только после осмотра трансформатора, анализа газа и масла и устранения выявленных недостатков.
8.2.2. Если трансформатор отключен защитами, действие которых не связано с его повреждением, его можно включить снова без проверок.
8.2.3. В случае срабатывания газового реле на сигнал оперативный персонал подстанций должен немедленно сообщить об этом диспетчеру, и приступить к разгрузке и отключению трансформатора для отбора газа из реле и выявления причин его срабатывания.
После отключения трансформатора оперативный персонал должен произвести внешний осмотр, отбор проб газа из газового реле и масла с соблюдением требований ДНАОП 1.1.10-1.01.
Возможность дальнейшей работы трансформатора определяется главным инженером предприятия после получения результатов анализа газа, масла, измерений и испытаний, которые определяют его состояние.
8.2.4. В случае автоматического отключения трансформатора, питающего потребителей, от максимальной токовой защиты и неуспешной работы АПВ (АВР) или неуспешного ручного включения следует осмотреть присоединения трансформатора и обесточенного РУ. При осмотре, прежде всего следует проверить положение указателей защит отходящих линий, так как возможно наличие на них неотключенных КЗ
Если на отходящей линии сработал указатель защиты, а ее выключатель включен, необходимо отключить этот выключатель и, при условии отсутствия других повреждений в РУ, включить трансформатор и подать напряжение на обесточенные шины.
Если включенным остался масляный выключатель, необходимо немедленно снять и вновь подать питание цепей управления.
8.2.5. Трансформатор ПС, которая на ответвлении, отключившийся от максимальной токовой защиты, включается под напряжение разъединителем (отделителем), если такое включение допустимо и отсутствует возможность опробования трансформатора с низкой стороны выключателем. Такое включение выполняется только после устранения причины отключения (с предварительно отключенным короткозамыкателем и отключенной нагрузкой). Если причина отключения не выяснена, включение трансформатора разъединителем (отделителем) выполняется лишь после снятия напряжения с линии.
Примечание. Опробование трансформатора напряжением с низкой стороны выполняется только при наличии соответствующих защит.
8.2.6. Перегрузка трансформатора устраняется диспетчером путем изменения схемы сети и осуществления режимных мероприятий - регулирования напряжения под нагрузкой и т.д.

8.3. Обесточивание главных шин подстанций.

8.3.1. Если обесточивание шин произошло от ДЗШ, а АПВ (АВР) шин или ручное включение были неуспешными, дежурный с разрешения вышестоящего оперативного лица должен произвести осмотр шин и оборудования присоединений, входящих в зону действия ДЗШ (шинных разъединителей, выключателей, трансформаторов тока, напряжения, разрядников).
В случае повреждения шин следует отключить шинные разъединители присоединений от поврежденной системы шин, включить их на резервную или другую рабочую систему шин и доложить о выполненных операциях вышестоящему оперативному лицу. В некоторых случаях для ускорения подачи напряжения потребителям, питающимся по тупиковым линиям, целесообразно переключать на неповрежденную систему шин только тупиковые линии или трансформаторы с источником питания, дать по ним напряжение потребителям и затем с разрешения (по распоряжению) вышестоящего оперативного лица выполнить переключение транзитных линий и трансформаторов, которые соединяют электросети разных напряжений.
В случае повреждения какого-либо элемента присоединения, входящего в зону действия ДЗШ, необходимо отключить его разъединители и ввести в работу обесточенную систему шин с разрешения вышестоящего оперативного лица.
8.3.2. Если шины обесточены действием УРОВ, в случае отказа в отключении выключателя одного из присоединений, следует попытаться его отключить. Если выключатель не отключается, то с разрешения диспетчера необходимо отключить линейные и шинные разъединители отказавшего выключателя, с нарушением блокировки, принять напряжение на шины, дать напряжение потребителям, питающимся по тупиковым линиям, и на собственные нужды, включить в транзит отключившиеся линии и трансформаторы. Оперативный персонал должен знать, что обесточивание шин может произойти от действия УРОВ и при затяжке в отключении выключателя присоединения, на котором произошло КЗ; при этом отключаются все присоединения данной системы шин (секции). В этом случае необходимо действовать согласно 8.1.5.
Схема отказавшего выключателя к моменту опробования шин должна быть полностью или частично (с одной стороны, как правило, от шин) разобрана.
Если трансформатор отключились от максимальных токовых защит, необходимо осмотреть панели защит отходящих присоединений.
Если по работе защит и другим признакам определено, что не отключилось КЗ на одном из присоединений, необходимо попытаться отключить отказавший выключатель и дальше действовать по указанию соответствующего диспетчера.
После отключения выключателя диспетчер должен подать напряжение на обесточенные шины, включить в транзит отключенные линии.
При невозможности отключения отказавшего выключателя по указанию диспетчера нужно отключить все выключатели обесточенной системы шин (секции) и разобрать схему дефектного выключателя разъединителями (с нарушением блокировки).
Если по результатам анализа работы защит характер повреждения не выяснен, по указанию диспетчера следует отключить все выключатели обесточенной системы шин (секции). В случае обесточивания потребителей, собственных нужд необходимо поставить обесточенные шины под напряжение.
В случае отсутствия необходимости опробования шин напряжением осуществляется их осмотр.
8.3.3. В случае обесточивания системы шин от газовой защиты трансформатора (схема с двумя системами шин, двумя выключателями на линиях и двумя трансформаторами, каждый из которых подключен к соответствующей системе шин через разъединитель) следует предварительно отключить разъединитель поврежденного трансформатора, а затем выключателем линии поставить под напряжение шины и включить другие выключатели обесточенной системы шин с разрешения вышестоящего оперативного лица.
8.3.4. В случае потери постоянного оперативного тока и полной потери защиты шин оперативный персонал обязан:
а) ввести ускорение резервных защит трансформаторов и ВЛ (при условии наличия на них оперативного тока);
б) вызвать ремонтный персонал и СРЗА;
в) ввести делительные защиты на шиносоединительном выключателе (при условии наличия на нем оперативного тока).

8.4. Повреждение выключателей.

8.4.1. Если при выполнении плановых (режимных) оперативных переключений на линиях электропередачи и трансформаторах, соединяющих сети разных напряжений, откажут в отключении одна или две фазы выключателя и несимметрия токов в фазах при этом не будет превышать 12 % на шинах ТЭС возникшую несимметрию токов на шинах ТЭС ликвидируется включением второго выключателя присоединения, который был отключен раньше.
При отсутствии второго выключателя следует отключить присоединение с другой стороны, если при этом не произойдет обесточивание потребителей или отключение генераторов (например, нельзя отключить трехобмоточный трансформатор, питающий тупиковую нагрузку, и т.д.).
Такое отключение выполняется по указанию вышестоящего оперативного персонала.
Дежурный должен произвести осмотр отказавшего выключателя и в случае отсутствия признаков зависания контактов дать повторный импульс от ключа управления на отключение выключателя.
Если попытка отключения дефектного выключателя окажется неудачной, то в зависимости от схемы электрических соединений РУ надо действовать следующим образом:
а) в схеме с двумя системами шин и двумя выключателями на присоединение отключить все выключатели той системы шин, которой принадлежит дефектный выключатель, при этом с разрешения ответственного лица следует нарушить блокировку между дефектным выключателем и его разъединителями, отключить шинные и линейные разъединители дефектного выключателя.
Затем следует восстановить схему электрических соединений РУ, а дефектный выключатель вывести в ремонт;
б) если в вышеуказанной схеме один из выключателей какого-либо присоединения находится в ремонте и обесточивание системы шин приведет к отключению при соединения или если к шинам жестко (без выключателей) присоединены трансформаторы, отключение которых не допустимо, нужно с разрешения соответствующего лица нарушить блокировку между дефектным выключателем и его разъединителями и отключить шинные и линейные разъединители дефектного выключателя с соблюдением требований подраздела 9.2 СРМ (управление разъединителями должно быть с дистанционным приводом).
При осуществлении вышеуказанных операций неповрежденный второй выключатель присоединения нужно включить, а к шинам подключить не менее двух присоединений;
в) в случае раздельной работы шин РУ по схемам, указанным в перечнях а) и б), необходимо перейти к работе шин по замкнутой схеме (если разрешают токи КЗ, селективность защит, режим и т.д.) и действовать в соответствии с этими перечнями;
г) в схеме с двумя системами шин и одним выключателем на цепь присоединение с дефектным выключателем переключить шинными разъединителями через шиносоединительный выключатель на резервную систему шин, а затем отключить шиносоединительный выключатель;
д) в схемах с обходным выключателем присоединение с дефектным выключателем включить разъединителями на опробованную напряжением обходную систему шин, затем включить обходной выключатель и с нарушением блокировки отключить линейные и шинные разъединители дефектного выключателя.
При выполнении таких операций необходимо особенно тщательно проводить операции с релейной защитой. С обходного выключателя следует снять действие защит и оперативный ток.
При наличии дистанционного управления разъединителями снимать оперативный ток и действие защит с обходного выключателя не обязательно;
е) в тех случаях, когда шиносоединительный (обходной) выключатель отсутствует, а питание потребителей может переводиться на другие источники, соответствующий диспетчер имеет право переводить потребителей на другой источник питания, обесточивать систему шин (секцию) для отключения разъединителя дефектного выключателя с нарушением блокировки, если такие действия не приводят к недопустимому ограничению выдачи мощности электростанциями и снижению напряжения;
ж) в полуторной схеме электрических соединений в случае отказа в отключении крайних выключателей следует действовать в соответствии с перечнем а);
и) в случае отказа в отключении среднего выключателя в полуторной схеме или выключателя в схеме четырехугольника следует действовать в соответствии с перечнем б) только при наличии дистанционного привода разъединителей. В этом случае достаточно иметь одну замкнутую развилку.
8.4.2. В случае повреждения контактной системы воздушного выключателя или других повреждений, сопровождающихся дымом из выхлопных патрубков, огнем, потрескиванием, посторонними звуками, производить операции выключателем запрещается. Подача сжатого воздуха в камеру, фарфор которой обожжен дугой или поврежден, может привести к разрушению камеры и КЗ. Оперативный персонал должен уменьшить или снять с выключателя нагрузку (отключением или разгрузкой отдельных элементов схемы, шунтированием обходным выключателем и т.д.), для того чтобы ослабить или погасить дугу.
После разгрузки выключателя нужно собрать схему, дающую возможность отключить поврежденный воздушный выключатель шиносоединительным, обходным или секционным выключателем, а если возможно — разъединителем (с дистанционным приводом) согласно 8.4.1.
8.4.3. Запрещается отключать воздушный выключатель кнопкой местного управления в агрегатном шкафу во всех случаях.
Производить операции масляным выключателем, из которого вышло масло или уровень масла, в котором резко снизился, не разрешается. С выключателя снимается оперативный ток, даже если этот выключатель находится в резерве.
Дальнейшие действия выполняются согласно 8.4.1.

8.5. Технологические нарушения, связанные с измерительными трансформаторами.

8.5.1. Внутренние повреждения маслонаполненных трансформаторов тока и напряжения очень часто приводят к тяжелым авариям вследствие пожара и значительного выделения копоти.
Поэтому трансформатор, в котором выявлены признаки начальной стадии повреждения, необходимо немедленно вывести из работы.
Признаками повреждения измерительного трансформатора напряжения являются:
а) перегорание подряд два-три раза плавких вставок на стороне высокого напряжения. (Усиление плавких вставок не допускается — это может привести к развитию повреждения трансформатора);
б) недопустимый нагрев трансформатора;
в) потрескивание и шум внутри трансформатора;
г) наличие течи масла из трансформатора или выводов;
д) запах гари или появление дыма из трансформатора;
е) наличие искр или разряда между корпусом и выводами.
Отсутствие показаний Uф, Uл или отсутствие показаний 3U0 или повышенное (хаотическое) их значение также могут быть признаками повреждения трансформатора.
К технологическим нарушениям с измерительными трансформаторами следует относить не только непосредственные повреждения трансформаторов, но и повреждения в их цепях, приводящие к неправильным показаниям приборов.
Неправильные показания приборов могут привести к аварии или к работе оборудования в недопустимом режиме или ошибочно указать на аварийное состояние установки, которого в действительности нет, что в свою очередь может вызвать неправильные действия оперативного персонала.
8.5.2. Для предотвращения феррорезонансных явлений в схемах ПС напряжением 110 кВ и выше, подверженных феррорезонансу, оперативные переключения следует производить согласно ГКД 34.47.501 в такой последовательности, при которой не создавались бы схемы последовательного соединения делительных конденсаторов воздушных выключателей с трансформаторами напряжения серии НКФ. На ПС, где трансформаторы напряжения имеют разъединители, в случае вывода в ремонт системы шин (узла, электрической цепи) с трансформатором напряжения серии НКФ его разъединители следует отключать перед отключением выключателя последнего присоединения, питающего шины или узел. При вводе в работу системы шин или узла электрической цепи разъединители трансформатора напряжения серии НКФ следует включать только после включения под рабочее напряжение этой системы шин или узла схемы.
На случай отключения выключателей от системы шин с трансформатором напряжения серии НКФ действием УРОВ необходимо предусматривать АПВ одной любой отключенной со всех сторон электрической цепи, для того чтобы расстроить возможный феррорезонансный контур.
8.5.3. При наличии признаков повреждения трансформатора напряжения (8.5.1) необходимо принять срочные меры по отключению трансформатора напряжения вплоть до снятия напряжения с системы шин с последующим сообщением о выявленных повреждениях вышестоящему оперативному персоналу, если данное оборудование находится в его оперативном ведении.
Перед отключением трансформатора напряжения необходимо выполнить действия в цепях напряжения защиты и автоматики согласно требованиям инструкции по обслуживанию цепей напряжения.
8.5.4. В случае выявления повреждения трансформатора тока (8.5.1) его необходимо отключить для ремонта. При этом для обеспечения работы присоединения, на котором выявлен поврежденный трансформатор тока, необходимо учитывать характер его повреждения и количество выключателей на присоединение.
При наличии одного выключателя на присоединение последнее отключается независимо от характера неисправности трансформатора тока.
При наличии двух выключателей на присоединение (в том числе и обходного выключателя) необходимо учитывать характер повреждения трансформатора тока:
а) при повреждении, которое не вызывает КЗ, выключатель с поврежденным трансформатором тока отключается в ремонт, а присоединение остается в работе через второй выключатель (или присоединение переводится на работу через обходной выключатель);
б) при повреждении, которое приводит к КЗ, срабатыванию РЗА и ограниченно-локальному пожару, выключатель с поврежденным трансформатором тока отключается разъединителями и присоединение включается в работу через второй выключатель с исправным трансформатором тока и его токовыми цепями (или через обход ной выключатель);
в) при повреждении, которое приводит к КЗ, срабатыванию РЗА и значительным по объему другим повреждениям, когда загрязнение изоляции копотью или повреждение контрольных кабелей вторичных цепей не позволяет включить присоединение в работу через второй выключатель (или через обходной выключатель), присоединение остается отключенным до окончания ремонта.

8.6 Технологические нарушения, связанные с разъединителями.

8.6.1. При выявлении нагрева в месте контактного соединения необходимо немедленно принять меры по разгрузке греющихся разъединителей.
В случае, если отключение присоединения приведет к снижению нагрузки электростанции или обесточиванию собственных нужд, можно оставить разъединитель в работе, установив за ним более частое (через каждые полчаса) или непрерывное наблюдение. При резком возрастании нагрева разъединителя необходимо отключить выключателем соответствующее присоединение.
8.6.2. Устранение нагрева шинного (линейного) разъединителя осуществляется разгрузкой данного присоединения путем проведения режимных мероприятий, а также отключением выключателя, если позволяет схема соединений и при этом не обесточиваются потребители.
При наличии двух шинных разъединителей в случае, когда указанный метод недопустим, отключенный разъединитель присоединения включается на другую систему шин с предварительным включением шиносоединительного выключателя (при раздельной работе шин) и последующим снятием с него действия защит и оперативного тока.
В дальнейшем выполняется перевод всех присоединений, кроме дефектного, на эту систему шин и вывод в ремонт присоединения с поврежденным шинным разъединителем.
Перед выполнением операций с разъединителями необходимо произвести внешний осмотр изоляторов, состояния контактов и механизма привода.
8.6.3. Если во время операций с разъединителем выявится дефект изолятора, необходимо прекратить дальнейшие операции и вывести из работы разъединитель, находящийся в аварийном состоянии.
Для предотвращения развития технологического нарушения в случае повреждения изоляторов разъединителей необходимо на время операции с разъединителями отключать устройства АПВ сборных шин и ВЛ.
8.6.4. В случае отказа разъединителя в отключении, например из-за заедания механического привода, обледенения или других причин, не следует прикладывать ударное усилие, а рекомендуется попытаться короткими движениями привода в ту и другую сторону преодолеть возникшее ненормальное механическое заедание.
При этом следует наблюдать за опорными изоляторами, а также за отдельными частями привода (тягами и рычагами), чтобы по их деформациям и перемещениям определить место повышенного сопротивления.
Если сопротивление, мешающее отключению, сосредоточено в контактных устройствах ножа, форсировать отключение не следует, так как возможно повреждение опорного изолятора.

8.7. Действия персонала при замыкании на землю.

8.7.1. В случае возникновения замыкания на землю персонал должен немедленно приступить к поиску места повреждения и устранить его в кратчайший срок. Промедление в определении места повреждения увеличивает вероятность перехода однофазного замыкания в двойное замыкание на землю.
В зависимости от состояния оборудования допускается работа с заземленной фазой в сетях к которым подключены электродвигатели высокого напряжения, если ток замыкания на землю меньше5 А, но не более 2 ч (12.1.29 ПТЭ). В исключительных случаях, если замыкание не в обмотке статора, с разрешения главного инженера предприятия допускается работа с замыканием на землю продолжительностью до 6 ч.
В электросетях, имеющих дугогасительные катушки, время работы с замыканием на землю может также определяться и условиями работы дугогасительных катушек (температурой верхних слоев масла).
8.7.2. О появлении замыкания на землю в сети с изолированной нейтралью персонал узнает по показаниям приборов контроля изоляции, подключенных к трансформаторам напряжения шин РУ.
При металлическом замыкании на землю одной из фаз показания прибора, контролирующего изоляцию этой фазы, равняются нулю, а показания приборов двух других фаз возрастают в 1,73 раза. В случае неполного замыкания на землю, т.е. при замыкании через некоторое сопротивление, показания прибора, контролирующего изоляцию поврежденной фазы, уменьшаются, а двух других фаз увеличиваются. Если замыкания на землю перемежающиеся, отклонения в показаниях приборов то уменьшаются, то увеличиваются.
Персонал должен иметь в виду, что в некоторых случаях приборы контроля изоляции могут давать разные показания по фазам и в случае отсутствия замыкания на землю, а именно:
а) при переключениях в сети (работа АВР), связанных с подключением к компенсированному участку сети нескомпенсированного (недокомпенсированного) участка;
б) если емкости фаз относительно земли значительно отличаются одна от другой;
в) в сетях с резонансной настройкой дугогасительных катушек при заземлении в соседней сети, электрически не связанной с первой, при наличии ВЛ в двухцепном исполнении, каждая из которых включена в соответствующую сеть;
г) в случае неотключения одной фазы радиальной линии, включенной на отдельный трансформатор;
д) в случае обрыва фазы на стороне высокого напряжения силового трансформатора, собранного по схеме звезда-треугольник. При этом приборы контроля изоляции со стороны низкого напряжения будут давать искаженные показания: на одной фазе напряжение будет вдвое больше, чем на двух других;
е) в случае перегорания плавких вставок предохранителей со стороны высокого или низкого напряжения при использовании в качестве прибора сигнализации реле минимального напряжения.
8.7.3. Если замыкание на землю появилось одновременно с включением выключателя какого-либо присоединения, оперативный персонал обязан немедленно отключить этот выключатель и убедиться, что «земля» исчезла.
Автоматическое отключение какой-либо линии с успешным АПВ и появление замыкания на землю в этот момент в большинстве случаев является признаком наличия такого замыкания на этой линии.
8.7.4. Поиск замыкания на землю в замкнутой сети выполняется, как правило, методом последовательного разделения:
а) замкнутая сеть делится на две части, электрически не связанные между собой; по показаниям приборов контроля изоляции определяется часть, в которой осталось замыкание на землю, затем обе части электросети замыкаются на параллельную работу;
б) часть электросети с замыканием на землю делится снова на две части, электрически не связанные между собой, в соответствии с перечнем а);
в) разделение сети осуществляется до тех пор, пока замыкание не будет найдено на ограниченном участке, т.е. на участке, состоящем из шин питающей подстанции (электростанции) с отходящими параллельными и одиночными тупиковыми линиями.
Потом параллельные и тупиковые линии поочередно отключаются с двух сторон; если замыкание не пропадет, то производится осмотр РУ питающей ПС и тупиковых ПС;
г) если замыкание в РУ ПС не выявлено, то необходимо по договоренности с потребителями произвести кратковременное (1—2 с) поочередное погашение тупиковых ПС, следя при этом за показаниями приборов контроля изоляции. Исчезновение замыкания на землю показывает, что данная тупиковая ПС имеет повреждение.
Примечание. Договоренность с потребителями о кратковременном обесточивании (1—2 с) обусловливается заранее и оформляется в письменном виде. Перечень присоединений, которые можно кратковременно отключать, должен быть у соответствующего дежурного. При поиске места замыкания на землю дежурному надо договориться только с теми потребителями, письменной договоренности с которыми не имеется;
д) в случае невозможности достичь согласия потребителей на обесточивание и при наличии подстанции свободной системы шин, нескольких трансформаторов и шиносоединительного выключателя оперативный персонал должен перевести на резервную систему шин трансформатор, затем поочередным переключением на эту систему шин тупиковых линий с последующим отключением после каждого переключения шиносоединительного выключателя по показаниям приборов контроля изоляции определить поврежденный элемент;
е) если выполнение операций в соответствии с перечнями г) и д) невозможно, оперативный персонал должен предупредить абонента и кратковременно (на 1с) отключить тупиковую линию, если по ней не питаются потребители первой категории. Исчезновение замыкания на землю свидетельствует о повреждении линии.
Кратковременное (на 1 с) отключение потребителя первой категории выполняется только после получения согласия абонента.
8.7.5. Перед разделением сети на части необходимо проверить наличие источников питания в каждой части, возможность перегрузки транзитных элементов сети, возможные уровни напряжения и значения настройки дугогасительных катушек в каждой отделяемой части.
Если дугогасительные катушки не имеют автоматического регулирования, по указанию соответствующего диспетчера их следует перенастроить.
Кроме того, необходимо проверить наличие персонала на ПС или возможность его вызова, а также наличие связи.
Разделение сети осуществляется путем кратковременного отключения выключателя с последующим его включением.
В зависимости от схемы сети, наличия дугогасительных катушек и источников питания при разделении сети на части в некоторых случаях допускается не замыкать на параллельную работу разделенные части.
Если поочередным отключением линий замыкание не найдено, место замыкания выявляется осмотром РУ подстанций.
8.7.6. С появлением однофазного замыкания на землю в сети 6—10 кВ следует руководствоваться положениями 8.11. При этом категорически запрещаются коммутация токов замыкания на землю разъединителями и выключателями нагрузки, а также операции с выкатными тележками КРУ под напряжением.

9. Поиск замыканий на «землю» в сети постоянного тока подстанций.

9.1. На каждой подстанции щит постоянного тока должен быть оборудован устройством, сигнализирующим о снижении сопротивления изоляции.
9.2. Если возникло замыкание на «землю» в сети постоянного тока, персонал обязан немедленно приступить к его поиску.
9.3. Основным методом поиска места замыкания на землю является разделение сети
постоянного тока на части.
Поиски проводятся двумя лицами: одно лицо отключает, а другое контролирует показания КИЗ:
а) если замыкание на землю появилось при включении какой-либо цепи, то необходимо отключить эту цепь и проверить, не исчезло ли замыкание;
б) кольцевые и параллельные цепи необходимо предварительно разомкнуть;
в) при наличии двух секций шин постоянного тока, которые могут питаться от отдельных источников питания (АБ, мотор - генератора и т.д.), следует их разделить путем отключения секционного рубильника и вести поиск кратковременным отключением присоединений той секции, где выявлено замыкание на землю;
г) присоединение, на котором выявлено замыкание на землю, по возможности выделяется на питание от резервного источника. При выявлении замыкания на землю в шкафах управления, в цепях РЗА к дальнейшему поиску привлекается персонал РЗА.



 
« Инструкция по регулированию напряжения в сети предприятия   О ведении оперативных переговоров и оперативной документации »
Карта сайта + все метки | Контакты
© Электроэнергетика При перепечатке и цитировании активная гиперссылка на сайт обязательна.