Фото и видео

Новости (архив)


Контакты

contact@forca.ru

Содержание материала

В кабеле основными элементами, подверженными коррозии, являются металлическая оболочка и броня. Срок службы  кабеля в основном определяется коррозионной стойкостью  их элементов и эффективностью примененных антикоррозионных мероприятий. Различают коррозию почвенную и коррозию, возникающую под действием блуждающих токов в земле. Коррозия наиболее опасна для кабелей, проложенных в траншеях, т. е. непосредственно в грунте.

Почвенная коррозия.

Почвенная влага представляет собой электролит различного состава и концентрации. Если участки металла, погруженного в почву-электролит, имеют различные электрические потенциалы, то возможно возникновение цепи тока через электролит (помимо цепи, проходящей по металлу). Участок кабеля, имеющий по отношению к окружающей среде более высокий потенциал, является анодной зоной, соответственно участок с более низким потенциалом — катодной зоной. В катодных зонах тони втекают в оболочку и броню кабеля, в анодных — стекают с оболочки и брони кабеля, в какой-то мере разрушая их.

Таблица 1
Коррозионная активность грунтов по отношению к свинцовой оболочке кабеля (СН 266-63 «Правила защиты подземных металлических сооружений от коррозии")


Грунты

Количество органических веществ, %

Концентрация водородных ионов (значение рН)

Количество азотистых
веществ, %

Коррозионная активность

Песчаные, песчано-глинистые

Не более 1

6,5—7,5

Не более 0,0001

Низкая

Глинистые, солончаковые, известковые, слабочерноземные

1-1,5

5—6,5 и 7,5-9

0,0001— 0,001

Средняя

Сильночерноземные, торфяные, засоренные посторонними веществами (мусором, известью, шлаком)

Более 1,5

5 и 9

0,001

Высокая

Таблица 2
Коррозионная активность грунтовых, речных и других вед по отношению к свинцовой оболочке кабеля (СН 255-63)


Воды

Количество органических веществ (гумуса), мг/л

Концент рация водородных ионов (значение рН)

Общая жесткость в градусах жесткости

Количество азотистых веществ, мг/л

Коррозионная активность

Речные, озерные

Не более 20

6,5—7,5

15

Не более 10

Низкая

Грунтовке, речные

20—40

5—6,5 и 7,5-9

9—15

10—20

Средняя

Речные, болотные

40

5 и 9

8

20

Высокая

По своей структуре почвы делятся на естественные (глина,   суглинок, песок и т. д.) и искусственные (шлаки, строительный мусор, отбросы и т. д.). По степени агрессивного воздействия на оболочку и броню кабеля грунты можно расположить в следующем порядке: песчаные и песчано-глинистые — неопасные; бедночерноземные и глинистые — среднеопасные; торфяные, черноземные, известковые и искусственные — опасные. Для более совершенной оценки коррозионной опасности грунтов и воды по отношению к свинцовым и алюминиевым оболочкам кабелей в табл. 1—4   приведены количество содержащихся в грунте и воде веществ и концентрации водородных нонов рН.
Таблица 3
Коррозионная активность грунтов по отношению к алюминиевой оболочке кабеля (СН 266-63)

 

Грунты

 

Значение рК

Количество вещества, %

Коррозионная активность

хлорины

сульфаты

ионы железа

Все, включая засоренные посторонними веществами

6,0—7,5

0,001

0,005

0,002

Низкая

4,5—6,0 и 7,5—8,5

0,001— 0,005

0,005— 0,010

0,002— 0,010

Средняя

4,5 и 8,5

0,005

0,010

0,010

Высокая

Таблица 36
Коррозионная активность грунтовых, речных и других вод по отношению к алюминиевой оболочке кабелей


Воды

Значение рН

Содержание ионов
, мг/л

Коррозионная активность

хлориды

сульфаты

ионы железа

Грунтовые, речные, озерные и другие

6,0—7,5

 

39

1

Низкая

Водоемы

 

 

4,5—6,0 и

5-50

30—150

1—10

Средняя

7,5-8,5

50

150

10

Высокая

4,5 и 8,5

 

 

 

 

Электрическая коррозия.

Электрическая коррозия — это электрохимическое разрушение металлов, уложенных в земле, под действием блуждающих токов и окружающего влажного грунта.
Блуждающие токи на железнодорожном транспорте
Рис. 1. Блуждающие токи на железнодорожном транспорте, электрифицированном на постоянном токе. 1 — тяговая подстанция; 2 — питающий пункт; 3 — отсасывающий пункт; 4 — контактная сеть; а — рельсовая сеть; б — кабель.

Источником блуждающих токов являются в основном рельсовые пути магистрального, промышленного и городского железнодорожного транспорта. Отсутствие полной изоляции путевого хозяйства от земли, несовершенство устройств электроснабжения и другие причины вызывают утечку тяговых токов из рельсов в землю. Рассмотрим характерный случай возникновения блуждающих токов на транспорте, электрифицированном на постоянном токе. Здесь в качестве цепи обратного провода используются ходовые рельсы. Протекание тока создает в рельсах падение напряжения, и разные точки рельсовой цепи приобретают различные потенциалы по отношению к земле. В месте приложения тяговой нагрузки расположена анодная зона, в зоне отсасывающих пунктов — катодная зона (рис. 1,а). В промежуточных точках наблюдается знакопеременная полярность рельсов. Вблизи анодной зоны, поскольку рельсы не изолированы от земли, часть тяговых токов ответвляется в различные близко расположенные металлические сооружения, образуя в них катодную зону. Около катодных участков рельсовой сети подземные металлические сооружения приобретают анодный потенциал (рис.  1, б). В анодных зонах сооружений, аналогично явлению почвенной коррозии, происходит унос и, следовательно, разрушение металла, пропорциональное произведению тока на время. Стойкие катодные зоны на сооружении, обусловленные блуждающими токами, практически безопасны в коррозионном отношении.