Фото и видео

Новости (архив)


Контакты

contact@forca.ru

Европа заложила фундамент идеи единой энергетической политики. Например, первый камень в основание этого Союза,   был заложен 23 июля 1951г. в момент подписания Парижского договора, который лег в основу образования Европейского Объединения Угля и Стали. Однако на сегодняшний день он не работает.
Попытка определить эту политику на уровне Европейского Союза была предпринята несколько лет назад и включала в себя три основных сектора:

  • создание рынков электроэнергии и газа в масштабах Европейского Союза.
  • развитие возобновляемых энергетик.
  •  борьба с глобальным потеплением с целью значительного увеличения энергетической эффективности.

Построение внутреннего энергетического рынка началось в 1996 г. посредством принятия  последовательных директив, которые позволяют расширять рынок, рынок «еще незавершенный, но уже существующий и функционирующий». С точки зрения энергоэффективности и эффективности возобновляемой энергетики, Европой были поставлены цели закрепиться на достигнутых в 2008г. результатах и в так называемом «3х20 в 2020 г.». «Выбросы СО2 должны быть сокращены на 20% по сравнению с 1990 г. Доля возобновляемых источников энергии в общем энергетическом балансе должна быть доведена к 2020 г. до 20%. Также на 20% к 2020 г. должна повыситься энергоэффективность.»
Однако, начиная с 2008г. в Европейской энергетической политике имели вес  три основных фактора:

  • Экономический и финансовый кризис привел к тому, что энергия становится ключевым фактором конкурентоспособности страны.
  • Революция сланцевого газа, проводимая США, привела к снижению цен на газ в Европе более чем в три раза.
  • Авария на атомной станции Фукусима привела к полному или частичному отключению атомной энергетики в Германии и в некоторых европейских странах до момента принятия более жестких стандартов безопасности для атомных реакторов.

Тем временем, в Европе электростанции, работающие в смешанном цикле и использующие газ, меньше загрязняют окружающую среду, чем угольные станции. Однако газовые электростанции закрываются из-за слишком высокой цены на газ. «В тоже время интенсивно развивающаяся возобновляемая энергетика, продолжительная эксплуатация газовых электростанций, которые являются естественным дополнением к развитию возобновляемой энергетики, делает переходный период более коротким.» Так власти некоторых государств-членов пытаются определить «емкость рынка», которая позволит развивать новые средства энергопроизводства (газовые электростанции, которые можно переместить в точку потребления, что делает их в некоторой степени выгодными). Он не будет привязан конкретно к государству-члену, но обобщит емкость рынка на европейском уровне.
Что касается возобновляемых источников энергии, то тут Европа занимает лидирующие позиции в их развитии по сравнению с другими регионами мира, где поставлена цель – достичь 20% возобновляемых источников энергии в общем энергетическом балансе к 2020 году. Сейчас их доля составляет 13%, и ожидаемые к 2020 году 20% считаются амбициозной задачей. Этот рост в некоторых случаях будет очень высокий. Например, солнечная энергия производится в Греции с помощью фотоэлектрических панелей, установленных на крышах домов. Стоимость электроэнергии в этом случае 540 ?/МВтч, что составляет 10 рыночных цен. Дополнительные расходы приводят к повышению тарифов на электроэнергию и ложатся на плечи потребителей, особенно отечественных. Учитывая кризис в Европе, проект развития возобновляемых источников энергии считается несостоятельным. Так каким образом в таком контексте возможно развитие возобновляемых источников энергии в Европе?
Это должно быть сделано при наименьших затратах, принимая за основу американскую модель, где каждый поставщик электроэнергии должен иметь в общем объеме поставляемой энергии обязательную долю возобновляемых источников энергии, которая впоследствии может постепенно увеличиваться. Принять эту модель – значит создать устойчивую политику развития производства экологически чистой энергии, поскольку позволит избежать появления спекулятивных ниш, как это проявилось с фотоэлементами. Между тем, возобновляемые источники энергии переменного характера требуют развития мощных электрических сетей; не только распределительных сетей, но также и транспортных. Однако в Европе эти разработки ограничены «продолжительностью согласований инструкций», да и объединенная европейская энергосистема крайне устарела. Устранение отставания является непременным условием завершения интеграции внутреннего рынка на европейском уровне. Этот подход полностью вписывается в рамки Лиссабонского Договора, который предусматривает энергетическую солидарность между государствами.
Нужно в срочном порядке развивать электрические сети и в особенности объединение энергосистем. Иначе «рынок будет фрагментирован со значительными различиями в ценах и увеличатся риски отключения электроэнергии». Электричество едва ли можно «положить в запас», косвенно это можно сделать с помощью гидравлических насосных станций, электрохимических аккумуляторных батарей. Однако по-прежнему будут высоки расходы на уравновешивание в громадной электрической системе. Энергосистема в настоящее время является «ахиллесовой пятой» европейской энергетической политики. Газовый рынок страдает в меньшей степени, однако имеет те же самые проблемы.
Стремление европейцев продолжать борьбу против глобального потепления привела к недавней публикации новой «Зеленой Книги», которая предлагает еще более масштабные сокращения выбросов СО2 с таким расчетом, чтобы с 20% в 2020 году сократить выбросы до 40% к 2030 году по сравнению с 1990 годом. Также предлагается довести долю возобновляемых источников энергии в Европейском энергетическом балансе до 30% к 2030 году. В экономическом контексте сегодня в этом Союзе стоит вопрос оценки воздействия этих задач на конкурентоспособность европейской промышленности.
Что касается энергетической эффективности, то она должна быть в центре внимания европейской энергетической политики и иметь обязательную цель – оставаться в рамках Союза. Директива от 2012 года дает правильное направление, но в плане энергоэффективности является долгосрочным проектом.