Послеаварийный режим — это режим, при котором в результате аварии отключается один из основных элементов электропередачи, обеспечивающих транспорт электроэнергии (одна из цепей линии на каком-либо участке, один из автотрансформаторов приемной подстанции). В результате этого снижается пропускная способность электропередачи и возможна перегрузка оставшегося в работе оборудования. Послеаварийный режим — это длительный режим, и его время определяется временем ликвидации аварии, которое для линий СВН может составлять сутки и более.
Наиболее тяжелый режим возникает в период максимума нагрузки при отключении одной цепи всей электропередачи или одного из участков линии между промежуточными подстанциями или переключательными пунктами. При этом снижаются пропускная способность электропередачи, напряжение на шинах СВН промежуточных подстанций без источников реактивной мощности и, возможно, на подстанциях, на которых такие устройства есть.
В этих условиях возникает вопрос об обеспечении надлежащего значения напряжения на шинах СН промежуточной подстанции, от которой питаются линии распределительной сети, и в конечном итоге напряжения на шинах 6—10 кВ подстанций этой сети.
При отсутствии источников реактивной мощности на промежуточных подстанциях задача сводится к определению напряжения на шинах СВН этих подстанций при увеличенном сопротивлении линии и сниженной емкости на участке электропередачи, где одна из цепей отключена. Расчет следует вести для режима наибольших нагрузок. Алгоритмы расчета приведены выше.
Если полученные отклонения напряжений на шинах СВН вписываются в диапазон регулирования РПН автотрансформатора, желаемое значение напряжения на шинах СН, как правило, может быть обеспечено, в чем следует убедиться расчетом. Если это не может быть достигнуто и напряжение на шинах СН ниже желаемого значения, то следует использовать РПН трансформаторов распределительной сети. При этом нужно исходить из того, что в соответствии с «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ) напряжение на шинах 6—10 кВ распределительных подстанций в послеаварийном режиме может быть снижено до Uном (вместо 1,05Uном в нормальном режиме).
При наличии на промежуточной подстанции источников реактивной мощности (СК, СТК, Статком) нужно также исходить из этой предпосылки. Если при проектировании промежуточной подстанции распределительная сеть не задана, то можно принять на шинах СН рекомендуемое расчетное значение напряжения для данного класса напряжения. В случае, если в послеаварийном режиме это значение обеспечить невозможно (при использовании всего диапазона регулирования РПН и номинальной мощности компенсирующих устройств), следует рассмотреть возможность форсировки мощности компенсирующих устройств. Применительно к СТК и Статкому возможность такой форсировки должна быть заложена при определении установленной мощности этих устройств при проектировании.
Иными словами, мощность КУ должна проверяться по наиболее тяжелому послеаварийному режиму. В нормальных режимах она недоиспользуется. В то же время, как показывают расчеты, мощность КУ, выбранная по послеаварийному режиму, может быть значительно больше мощности, выбранной по нормальному режиму. Очевидно, что при таком подходе возможно «омертвление» вложенного капитала. Вопрос этот достаточно сложный, и решать его надо на основании технико-экономических сопоставлений для каждого конкретного случая.*
Ремонтные режимы электропередачи рассчитываются аналогично послеаварийным. Различие заключается лишь в том, что ремонтный режим не возникает внезапно, подобно аварийному. К нему можно подготовиться заранее. Для ремонтов, связанных с отключением цепи электропередачи или отдельных ее участков, выбирается время, когда электропередача работает с мощностью меньшей, чем в период зимнего максимума. Поэтому и последствия будут более мягкими, чем при внезапных отключениях зимой.
*В настоящее время в литературе отсутствуют сведения о возможности форсировки мощности синхронных компенсаторов известных типов. Учитывая напряженность тепловых режимов этих машин, вопрос о возможности форсировки их мощности следует решать с заводом-изготовителем.