Фото и видео

Новости (архив)


Контакты

contact@forca.ru

Лесняк С. Г., Молчан О. Д., Жданов Д. Г., Федотов П. Б.

Становление рыночных отношений в России привело к обострению проблемы взаимного доверия в сфере расчетов между поставщиками и потребителями энергоресурсов. Введение реальных цен на энергоресурсы существенно увеличило их долю в себестоимости продукции и обусловило более внимательное отношение к их учету со стороны как потребителей, так и поставщиков. Возрос интерес к проблеме минимизации потерь энергоресурсов как в части технических, так и в части коммерческих потерь.
В сфере сбыта электроэнергии эти вопросы в значительной степени могут быть решены совершенствованием существующей системы учета, в частности, внедрением автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ).
С целью упорядочения процесса создания и внедрения АСКУЭ у потребителей Свердловской обл. в дополнение к общеизвестным документам, регламентирующим отношения в сфере производства и сбыта электроэнергии, на территории области действуют следующие документы:
решение Областной энергетической комиссии № 45 от 2/VII 1999 г. “О внедрении автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии (АСКУЭ)”;
“Временный порядок создания коммерческих автоматизированных систем контроля и учета энергии и мощности (АСКУЭ) на предприятиях - потребителях электрической энергии на территории Свердловской области”, утвержденный решением региональной энергетической комиссии № 70 от 15/03 2001 г.;
“Перечень параметров электропотребления, вычисленных локальными коммерческими АСКУЭ потребителей, подлежащих передаче в электроснабжающую организацию электронными средствами”, утвержденный главным инженером ОП Свердловэнергосбыт 11 /II 1999 г.
Внедрение АСКУЭ является взаимовыгодным мероприятием как для потребителя, который получает возможность снизить величину платежей за потребленную электроэнергию и мощность вследствие платы только за фактически используемую максимальную мощность и повышения оперативности и достоверности контроля за собственным потреблением, так и для энергоснабжающей организации за счет более действенного контроля за потреблением клиента, исключающим случаи неоплаченного превышения заявленного максимума нагрузки, и за счет сокращения времени оборота денежных средств вследствие повышения оперативности поступления расчетных данных от клиента.
Поэтому недостаточность темпов внедрения АСКУЭ в пределах Свердловской обл. объясняется только отсутствием у ряда предприятий свободных средств для проведения реконструкции существующих систем учета или боязнью недобросовестных потребителей излишней “прозрачности” их потребления при внедрении АСКУЭ.
Подразделениями ОП Свердловэнергосбыт проводится организационно-методическая и консультационно-техническая работа среди предприятий потребителей по вопросам совершенствования учета электроэнергии, в том числе и за счет создания и внедрения АСКУЭ в энергохозяйствах предприятий.
На сегодня внедрены коммерческие АСКУЭ и по ним ведутся коммерческие расчеты на пяти промышленных предприятиях, для пяти предприятий разработана техническая документация и на них начаты монтажно-наладочные работы АСКУЭ.
В режиме технического учета эксплуатируется АСКУЭ 35 потребителей.
На пяти предприятиях начаты, но прекращены работы по внедрению АСКУЭ.
Работа с потребителями по оптимизации системы учета проводится начиная со стадии постановки задачи о создании АСКУЭ и заканчивается приемкой АСКУЭ в промышленную эксплуатацию.
На стадии постановки задачи потребителю предоставляется информация о технических требованиях, выполнение которых обязательно при создании АСКУЭ, о наличии на рынке приборов сертифицированных средств учета и о имеющемся опыте разработки и внедрения АСКУЭ предприятиями-потребителями.
На стадии разработки осуществляется методическая помощь в разработке технического задания, на стадии согласования - контроль полноты и достоверности учета электроэнергии и соответствия его договорным отношениям.
В дальнейшем, на стадиях разработки проектной документации и монтажа системы проводится контроль за соответствием технических решений требования ТЗ и оказывается техническая помощь в организации монтажа и наладки коммерческой части системы.
На стадии опытной эксплуатации отслеживаются особенности работы средств учета в условиях предприятия-потребителя, на основании чего составляется акт о готовности системы к метрологическим испытаниям.
На стадии приемки системы на коммерческий учет ведется проверка полноты технической документации, достаточности объема опытной эксплуатации, соответствия системы требованиям Госстандарта, производится пломбирование элементов системы и составление акта приемки ее на коммерческий учет.
Учитывая опыт внедрения и эксплуатации АСКУЭ, а также на основе требований к коммерческим системам учета, приведенных в соответствующих нормативных документах, определены следующие основные критерии оценки и выбора технических средств для АСКУЭ:
обязательное наличие сертификата об утверждении типа средств измерений и сертификата соответствия требованиям электробезопасности, сертификаты могут быть оформлены как на систему в целом, так и на отдельные компоненты (устройства сбора данных, телефонные и радиомодемы, радиостанции, пакеты для обработки данных учета и программы- драйверы устройств приема - передачи данных);
современная отечественная и зарубежная микропроцессорная элементная база устройств сбора данных (УСД);
модульный принцип построения комплекса технических средств;
высокая степень заводской готовности комплекса технических и программных средств к вводу системы в действие, исключающая всякие, даже незначительные, аппаратные доработки устройств на месте установки;
полная аппаратная и программная совместимость УСД с интеллектуальными счетчиками электрической энергии “Альфа” (АВВ) и другими аналогичными счетчиками;
возможность аппаратного и программного развития и наращивания системы по мере увеличения точек учета и расширения круга решаемых задач по обработке информации об электропотреблении на предприятии;

высокая степень защиты коммерческой информации от несанкционированного доступа непосредственно в УСД (пломбирование корпуса, клеммников и разъемов, защита паролями от корректировки расчетных коэффициентов счетчиков, часов астрономического времени и других констант и параметров настройки, невозможность любой корректировки измеренных и вычисленных параметров электропотребления, фиксация в энергонезависимой памяти УСД даты и времени нескольких последних корректировок вводимых переменных и любых других попыток модификации содержащей в УСД информации);
глубина хранения в УСД измеряемых и расчетных параметров электропотребления по измерительным каналам-группам - не менее 45 сут.;
время сохранения ретроспективной информации по учету энергии, задаваемых констант и параметров в энергонезависимой памяти УСД при отключенном внешнем питании - не менее 5 сут.;
возможность работы системы в двух режимах - в режиме оперативного контроля энергии и мощности (по трехминутным и пятиминутным интервалам усреднения учтенной энергии с одновременной передачей данных в темпе измерений в персональный компьютер верхнего уровня системы) и режиме коммерческого учета (по получасовым, суточным и месячным интервалам, в киловатт-часах и в эквивалентах показаний счетных механизмов счетчиков);
наличие на панели управления УСД цифро-буквенного индикатора и клавиатуры, позволяющих считывать всю накопленную информацию об энергопотреблении, а также вводить и контролировать назначаемые параметры непосредственно на месте установки УСД;
возможность автоматической радиокоррекции астрономического времени в УСД;
автоматический перевод часов УСД при переходе на зимнее и летнее время и связанная с этим коррекция учетных показателей.
Прикладное программное обеспечение системы оценивается по следующим основным показателям:

  1. наличие в составе программного обеспечения основных компонентов:

комплекс программ, обеспечивающих передачу данных из УСД в персональный компьютер верхнего уровня системы, ведение журналов учета электрической энергии, контроль отдачи электроэнергии и мощности субабонентам, предъявление информации о потреблении электроэнергии, контроль показаний электрических счетчиков, предъявление информации в графическом виде;
комплекс программ, автоматизирующих анализ и прогнозирование режимов электропотребления;
комплекс программ, обеспечивающих информационно-справочное обслуживание пользователя;
комплекс программ, обеспечивающих диалоговый интерфейс персонала с ПЭВМ;

  1. функциональные возможности: возможность просмотра параметров настройки системы;

возможность вывода информации на печать по запросу;
возможность вывода информации по эквивалентам текущих показаний счетных механизмов электросчетчиков и показаний за любой расчетный период, кратный суткам или месяцу;
возможность ведения реестра счетчиков с указанием типа счетчика, заводского номера, даты последней поверки и т.п.;
систему защиты от несанкционированного доступа к информации;
расчет по суточному графику потребления электроэнергии значения коэффициента заполнения (отношения максимальной усредненной мощности за 30-минутный интервал к средней суточной);
генерирование выходных форм отчетов с возможностью редактирования и хранения в базе данных;
возможность отображения и распечатки информации в графической форме (графики, диаграммы, гистограммы);
выдачу информации по запросам в локальную сеть предприятий, возможность передачи информации по модемной связи в ОП Свердловэнергосбыт;
возможность экспорта данных в стандартные системы управления базами данных;
возможность работы в локальной сети предприятия;

  1. открытость программного обеспечения верхнего уровня системы, возможность его развития и модернизации.

Кроме перечисленных основных критериев оценки технических и программных средств АСКУЭ, при ее выборе должны учитываться:
репутация предприятия - разработчика и производителя системы;
гарантийные обязательства разработчика и изготовителя;
полнота представляемой технической документации (технические условия, технические описания и инструкции по эксплуатации, подробное описание программного обеспечения, инструкции пользователей, рекомендации по проектированию и развертыванию системы и т.д.);
наличие готовых методик метрологической поверки отдельных компонентов и системы в целом;
ремонтопригодность технических средств и другие эксплуатационные характеристики;
наличие системы сервисного обслуживания; сроки поставки системы;
опыт эксплуатации системы (или КТС) в других энергосистемах и предприятиях потребителей.
Внедрение коммерческих систем у промышленных потребителей сдерживается отсутствием региональных законодательных актов, подтверждающих взаимную выгоду энергоснабжающей организации и потребителя при внедрении АСКУЭ.
Проведение работ в соответствии с приведенными принципами позволяет существенно сократить трудности, возникающие в процессе разработки и внедрения коммерческих АСКУЭ потребителей, и провести процесс внедрения в приемлемые для обеих сторон сроки.