4. Порядок проведения контроля и испытаний.
4.1 Категории качества выполнения работ.
Работы по ремонту и обслуживанию системы пуска относятся ко 2й категории качества выполнения работ (в соответствии с классификацией компонентов и деятельности по категории качества № 0-48-54ИП» категория качества определяется классом безопасности по ПНАЭ – Г – 01 – 011-97).
4.2 Порядок проведения контроля при техническом обслуживании системы пуска.
Все работы подлежат самоконтролю со стороны исполнителя.
Визуальный контроль должен проводиться для выявления дефектов деталей редукторов, клапанов, трещин в основном металле корпусов, поршней, на резиновых прокладках, уплотнительных кольцах и т.п., царапин и вмятин на рабочих поверхностях, а так же повреждений резьбовых поверхностей. Визуальный контроль производится при помощи лупы, калибров, образцов шероховатости.
Измерительный контроль производится для определения конкретного размера поверхности, глубины навинчивания гаек, клапанов и т.п. (исключая подсчет витков) и т.п. с целью определения степени износа той или иной детали, подбора посадки сопрягаемой детали.
Для оценки качества проведенного ремонта и технического обслуживания системы пуска ДГ после ремонта производится настройка каждого элемента системы (РПК, РПВ, РУВ, СПВ) на испытательном стенде или на дизель – генераторе.
Пневматические испытания (опрессовка) проводятся отдельно каждой линии пуска ДГ.
Контроль настройки и работы системы в целом производится мастером или старшим мастером участка РДЭС.
4.3 Порядок проведения испытаний и сдачи оборудования из ремонта.
После проведения ремонта каждый элемент системы пуска проходит испытания на плотность и работоспособность, для чего их устанавливают на свое штатное место или на стенд.
После установки всех элементов на штатное место производят опробование на рабочих параметрах всей системы в целом с запуском дизель - генератора и его работой на холостом ходу в течении 10 минут. Опробование производят в соответствии с программами [15, 16].
4.4 Технология проведения контрольных операций при ТО системы пуска дизель - генератора.
Испытания любого элемента системы пуска необходимо проводить, используя средства защиты слуха – антифоны (противошумные наушники)!
Технология проведения испытаний для каждого элемента системы пуска устанавливается предприятием изготовителем и изложена в паспортах.
4.4.1. Проверка работы разрешающего пускового клапана (РПК).
Проверка РПК производится на стенде.
1. Установить РПК на стенд (РДЭС - 1). 2. Подсоединить к электрическому разъему преобразователь постоянного тока (~220 В® = 24 В) с кнопкой пуска. 3. Открыть вентиль перед клапаном, плавно поднять давление воздуха до рабочего Рраб = 150 кгс/см2 . | |
| 4. Закрыть вентиль перед стендом. 5. Обмылить РПК, контролируя появление надув мыльной пленки и стрелки манометра от 150 кгс/см2. |
6. Произвести проверку работы РПК, нажав на преобразователе тока кнопку пуска. 7. Произвести 2 ÷ 3 срабатывания клапана. 8. Между циклами срабатывания, при необходимости производить обмыливание стыков. |
4.4.2. Регулировка и проверка редуктора пускового воздуха (РПВ).
Отпустить немного регулировочную пружину – 36, для чего вывернуть регулировочный колпачок – 48.
Закрыть запорный клапан на магистрали низкого давления и подать на вход редукционного клапана рабочее давление Рраб = 150 кгс/см2. Подъем давления производить плавно, не быстрее чем за 2…4 секунды. Сначала произвести настройку и проверку срабатывания предохранительного клапана.
Регулировка предохранительного клапана.
Регулировку предохранительного клапана на заданное давление срабатывания
Рсраб = 23 ÷ 24 кгс/см2 производить путем завинчивания его регулировочного стакана - 57 по часовой стрелке. Проверку величины давления срабатывания производить путем повышения редуцированного давления до величины за счет поворота регулировочного колпачка – 48 управляющего клапана – 33. При данной проверке количество срабатываний предохранительным клапаном должно быть не менее 5.
Четкость срабатывания предохранительного клапана достигается соответствующим перекрытием кольцом – 50 выхлопных окон предохранительного клапана. После проверки предохранительного клапана его необходимо опломбировать.
Настройка редукционного клапана.
Герметичность соединений проверять обмыливанием уплотняемых стыков со стороны высокого давления и по манометру со стороны низкого давления после выдержки клапана под давлением не менее 5 минут. Пропуск воздуха не допускается (надув мыльной пленки и отклонение стрелки манометра от нулевого положения).
Затем, ввинчивая регулировочный колпачок – 48 управляющего клапана – 33 по часовой стрелке установить в магистрали низкого давления установочное редуцированное давление
Рред. уст. = 20 кгс/см2. Следует иметь ввиду, что время, за которое устанавливается редуцированное давление после окончания вращения колпачка, зависит от объема магистрали низкого давления, поэтому здесь производится настройка на давление Рред. уст. = 20 кгс/см2. Рабочее редуцированное давление в магистрали системы пуска Р ред. раб = 18 кгс/см2.
После окончания регулировки необходимо проверить герметичность редукционного клапана по манометру, установленному на отводящей магистрали.
После проверки предохранительного клапана и настройки редукционного клапана произвести 2 ÷ 3 срабатывания редукционным клапаном в соответствии с таблицей 4.1.
Таблица 4.1. Проверка редуктора пускового воздуха РПВ
Параметр. | Технические требования | Трудоемкость выполнения работ (чел. час) |
Проверка герметичности наружных соединений (производится обмыливанием). | Рабочее давление Рраб = 150 кгс/см2 . Пропуск воздуха определяемый по появлению мыльных пузырей и характерного звука – не допускается. Время выдержки не менее 5 минут. | 0,2 |
Проверка работоспособности клапана: 1 цикл срабатывания без доступа воздуха в дизель и 1 ÷ 2 цикла срабатывания с доступом редуцированного давления воздуха в дизель (опробование системы пуска в целом). | Рабочее давление Рраб = 150 кгс/см2. Редуцированное давление Р ред. уст.= 20 кгс/см2. При подачи воздуха в дизель редуцированное давление должно уменьшаться не более чем на величину ΔР = 5 кгс/см2. | 0,4 |
Проверка состояния крепежных соединений | Гайки, болты и винты должны быть подтянуты и законтрены. | 0,2 |
Опломбировать редуктор пускового воздуха (РПВ) после его опробования.
4.4.3. Регулировка и проверка редуктора управляющего воздуха (РУВ).
Испытание на герметичность производить подачей воздуха давлением Р исп. = 20 + 1 кгс/см2 во входной штуцер при нулевом расходе. При этом проверяется герметичность мест заделки мембраны, уплотнений кольцами и паронитовыми прокладками. Наблюдение за герметичностью – визуальное (отсутствие мыльных пузырей и характерного звука) и по манометру.
Редуктор считается выдержавшим испытание на герметичность, если при постоянном давлении в течение 5 минут, не считая времени осмотра, не будет обнаружено нарушений герметичности.
После испытания на герметичность необходимо отрегулировать клапан на установочное редуцированное давление Р ред. уст.= 8 кгс/см2 путем поджатия регулировочной пружины – 11 колпачком – 12 при давлении воздуха на входе Рраб = 20 кгс/см2 при заглушенном выходном патрубке.
В отрегулированном клапане при выдержке в течение 5 минут установившееся редуцированное давление не должно изменяться более чем на ΔР = ± 0,3 кгс/см2. Контроль за герметичностью производится на выходе из редуктора.
После регулировки следует застопорить колпачок – 12 гайкой – 8.
Испытание на работоспособность производится путем изменения расхода через клапан от нуля до максимального при давлении воздуха перед клапаном Рраб = 20 кгс/см2.
Опломбировать редуктор управляющего воздуха (РУВ) после его опробования.
4.4.4. Притирка и проверка соленоида пускового воздуха (СПВ).
Притирка и проверка плотности соленоида пускового воздуха описана в технологических картах п.п. 3.2.4.6 (рис 95, рис 96) и п.п. 3.2.4.7. (рис 97).