Технологическая карта ремонта масляного выключателя генераторного напряжения.
№ | Наименование | НТД | Контрольные операции | Приспособления, инструмент, оборудование | Возможные | Рекомендуемый метод устранения | Примечание | |
Метод | Критерии | |||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. |
Подготовка выключателя к разборке. | ||||||||
3.1.1 Выполнить организационные и технические мероприятия. | ||||||||
3.1.4 | Очистить поверхности ячейки выключателя и его составных частей от пыли и загрязнений | ТО и | Визуально | Чистая поверхность | Ветошь, салфетки технические, бензин Б70 |
|
|
|
3.1.5 | Осмотреть доступные детали МВ | ТО и | Визуально | Отсутствие дефектов, течей масла |
| Наличие дефектов | При разборке произвести замену |
|
3.1.6 | Выполнить осмотр контактов МВ на наличие и исправность термо-индикаторных наклеек. | ТО и ИЭ | Визуально | Отсутствие или неисправность |
| Наличие дефектов | Произвести замену необходимых термоиндикаторных наклеек. |
|
Разборка выключателя. | ||||||||
| Отсоединить внутриполюсные и междуфазные перегородки | ТО и | Визуально | Перегородки отсоединены | Набор гаечных |
|
|
|
| Проверить состояние внутриполюсных и междуфазных перегородок | ТО и | Визуально | Чистая, ровная поверхность, отсутствие повреждений | Ветошь, бакелитовый лак, бумага наждачная | Наличие пыли и загрязнений, на-рушение лакового покрытия | Протереть ветошью, зачистить, нанести лак |
|
| Отсоединить компенсаторы выключателя, проверить их состояние | ТО и | Визуально | Чистая, ровная | Набор гаечных | Наличие пыли и загрязнений, | Зачистить и промыть бензином |
|
| Проверить состояние гальванического серебряного покрытия компенсаторов в месте присоединения к выключателю | ТО и | Визуально | Чистая, ровная поверхность | Ветошь, бензин | Нарушение серебряного покрытия | Если нет возможности восстановить покрытие, компенсаторы следует заменить |
|
| Проверить состояние поверхностей баков | ТО и | Визуально | Отсутствие течей и «потения» масла |
| Наличие течей и «потения» масла | Произвести заварку мест течей, предварительно очистив от краски и масла |
|
| Отвернуть сливные пробки, слить масло с баков в емкость | ТО и | Визуально | Уровень масла в маслоуказателе понижается | Ключ гаечный, емкость для слива масла, перчатки резиновые |
|
|
|
| Проверить состояние уплотнения сливных пробок | ТО и | Визуально | Отсутствие трещин, расслоений, заусениц, раковин, пузырей |
| Износ уплотняющих | Уплотняющие | При КР резиновые уплотнения необходимо заменить новыми |
| Снять газоотводные трубы, проверить их состояние | ТО и | Визуально | Отсутствие | Набор гаечных | Наличие загрязнений, повреждений уплотняющих шайб, шайб с уплотняющими резиновыми прокладками | Поверхности |
|
| Снять маслоотделители, проверить их состояние | ТО и | Визуально | Отсутствие | Набор гаечных | Наличие загрязнений, износ уплотняющих прокладок | Поверхности |
|
| Снять магнитопроводы, проверить их состояние | ТО и | Визуально | Отсутствие | Отвертка, ветошь | Наличие повреждений | При наличии |
|
| Отвернуть гайки, контрящие дугогасительные стержни | ТО и | Визуально | Гайки отвернуты | Набор гаечных ключей |
|
|
|
| Плавно опустить дугогасительные стержни до упора в дугогасительном контакте | ТО и | Визуально | Стержни опушены до упора |
|
|
|
|
| Освободить нижний наконечник изоляционной штанги от соединения с механизмом выключателя | ТО и | Визуально | Нижний наконечник освобожден | Набор гаечных ключей |
|
|
|
| Отсоединить траверсы от штанг | ТО и | Визуально | Траверсы от штанг отсоединены | Набор гаечных ключей |
|
|
|
| Проверить состояние траверс и штанг | ТО и | Визуально | Чистая, без повреждений поверхность траверсы и штанги |
| Наличие трещин, сколов | Заменить дефектную деталь |
|
| Проверить состояние контактных площадок главного токоведущего контура и искрогасительных ламелей | ТО и | Визуально | Отсутствие повреждений, ровная поверхность | Ветошь, кисть, | Наличие загряз | Удалить старую |
|
| Вынуть дугогасительные стержни, проверить их состояние | ТО и | Визуально, | Чистая, ровная поверхность без повреждений | Ветошь, штангельциркуль | Наличие загрязнений, повреждений | Протереть ветошью, при необходимости | Диаметр стержня составляет 32 мм |
| Осмотреть наконечники дугогасительных стержней | ТО и | Визуально, | Чистая, ровная поверхность без повреждений и нагара | Ветошь, бумага наждачная, | Оплавление, | Зачистить, про | Диаметр наконечника составляет 32 мм |
| Снять изоляционные | ТО и | Визуально | Отсутствие | Ключи гаечные | Наличие сколов, трещин | При необходимости заменить |
|
| Снять крышки баков, проверить их состояние | ТО и | Визуально | Отсутствие | Ключи гаечные, | Наличие загрязнений, износ уплотняющих шайб, повреждения маслоотражателя | Протереть, дефектные детали заменить |
|
| Проверить состояние проходных изоляторов | ТО и | Визуально | Отсутствие | Ветошь, бензин | Наличие загрязнений, износ сальника и манжеты | Протереть ветошью, смоченной в бензине, дефектные детали заменить |
|
| Снять баки с опорных | ТО и |
| При снятии |
|
|
|
|
| Вынуть верхние изоляционные цилиндры, проверить их состояние | ТО и | Визуально | Отсутствие | Ветошь | Наличие загряз- | Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержать их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить |
|
3.2. | Вынуть дугогасительные камеры, проверить их состояние | ТО и | Визуально | Отсутствие | Ветошь, чистое трансформаторное масло | Наличие загряз- | Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержите их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить | Замените камеру, если обгорели дутьевые каналы и изменилась их конфигурация: зазор между выступами предпоследнего нижнего диска, равный 20 мм, должен быть не больше 27 мм после промывки и зачистки |
| Вынуть нижние изоляционные цилиндры, проверить их состояние | ТО и | Визуально | Отсутствие | Ветошь | Наличие загряз- | Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержите их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить |
|
| Вынуть изоляционные листы, проверить их состояние | ТО и | Визуально | Отсутствие | Ветошь | Наличие загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений | Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержите их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить |
|
| Снять дугогасительные контакты, проверить их состояние | ТО и | Визуально | Отсутствие загрязнений, нагара, повреждений пружин, ламелей | Ветошь, наждачная бумага, ключ для крепления дугогасительного контакта ко дну бака | Загрязнения, нагар, повреждения пружин, ламелей | Устранить загрязнения, нагар, при необходимости дефектные детали заменить | При разнице между диаметром наконечника дугогасительного стержня и расстоянием в свету между противо-положными ламелями при вынутом из контакта дугогасительном стержне менее 4мм, дугогасительные контакты и наконечники дугогасительных стержней |
| Осмотреть внутреннюю поверхность баков | ТО и | Визуально | Чистая, ровная поверхность, отсутствие сколов, трещин, деформации | Ветошь | Отслоение металла, наличие трещин | При необходимости заменить |
|
| Промыть баки трансформаторным маслом, осмотреть их | ТО и | Визуально | Чистая поверхность | Ветошь, трансформаторное масло |
|
|
|
| Проверить состояние опорного изолятора | ТО и | Визуально | Чистая, без загрязнений | Ветошь, бензин | Наличие загрязнений, сколов, трещин | Протереть ветошью, смоченной в бензине, при необходимости заменить |
|
| Проверить ход дугогасительных стержней через проходные изоляторы | ТО и | Визуально | Ход свободный, без затираний |
| Ход несвободный, на стержнях следы затираний | Устранить, отрегулировав положение стержней |
|
| Проверить состояние маслоуказателей | ТО и | Визуально | Чистая поверхность стекла, отсутствие трещин | Ветошь, бензин | Загрязнение поверхности стекла, износ уплотняющих резиновых прокладок | Протереть ветошью, смоченной в бензине, заменить уплотняющие прокладки, при наличии трещин, сколов стекло следует заменить |
|
| Проверить состояние рамы, заземления, креплений выключателя | ТО и | Визуально | Отсутствие повреждений |
| Наличие повреждений | Устранить повреждения |
|
| Проверить состояние приводного механизма выключателя | ТО и | Визуально, | Отсутствие загрязнений, прогиб (ход) одного витка регистра компенсирующих пружин должен быть не более 5,25 мм для пружин диаметром 11 мм и не более 7,08 мм для пружин диаметром 12 мм | Ветошь, металлическая линейка | При указанном ходе на виток не обеспечивается необходимая скорость отключения или выключатель не доходит до полностью отключенного положения | Установить причины затирания и устранить их | Для определения прогиба необходимо измерить длину пружины между ушками при свободном положении пружин и во включенном положении выключателя и разделить разницу на число рабочих витков (между ушками) |
| Произвести замену масла в масляном буфере механизма, проверить состояние масляного буфера | ТО и | Визуально | Масляный буфер должен быть залит маслом в количестве 0,15 кг на один буфер (примерно 2/3 высоты цилиндра) | Индустриальное масло И-50А | Износ уплотнения | При необходимости уплотнение заменить |
|
| Произвести проверку смазки в трущихся частях механизма и масленках главного вала | ТО и | Визуально | Наличие смазки | Ветошь, кисть, пластичная смазка ЦИАТИМ221 | Загрязнение смазки | Старую смазку удалить, протереть ветошью и нанести новую смазку |
|
| Проверить надежность распора между выключателем и приводом | ТО и | Визуально | Распорная труба должна быть застопорена во фланце привода. Болты распорного угольника должны быть затянуты | Набор гаечных ключей | Слабая затяжка болтов распорного угольника | Болты следует затянуть |
|
| Снять и осмотреть кожухи привода выключателя | ТО и | Визуально | Целая поверхность, без повреждений окраски | Гаечные ключи, отвертка, наждачная бумага, эмаль, кисть | Нарушение окраски кожухов | Зачистить, промыть и покрасить |
|
| Очистить от загрязнений и старой смазки детали привода | ТО и |
| Чистая поверхность | Ветошь |
|
|
|
| Осмотреть поверхности зацепления привода, доступные трущиеся поверхности деталей | ТО и | Визуально | Отсутствие коррозии, задиров, заусениц | Ветошь, наждачная бумага, бензин Б70 | Наличие следов коррозии, задиров, заусениц | Зачистить, промыть, при необходимости заменить |
|
| Осмотреть контакты контактора | ТО и | Визуально | Отсутствие следов загрязнений, обгара | Наждачная бумага, кисть, бензин Б70 | Наличие загрязнений, обгара | Удалить загрязнения, зачистить контакты, промыть, просушить |
|
| Смазать все трущиеся части привода | ТО и |
| Наличие смазки | Пластичная смазка ЦИАТИМ 221 |
|
|
|
| Осмотреть буферную резину под якорем (сердечником) выключателя. | ТО и | Визуально | Отсутствие повреждений (трещин, сжатий). | Резина ТМКЩ-10 | Наличие повреждений (трещин, сжатий). | При необходимости резину заменить |
|
3.2. | Снять вентиляторы обдува, проверить их состояние и произвести им ремонт с заменой подшипников | ТО и | Визуально, | Чистые поверхности, замена подшипников и их смазки, сопротивление изоляции обмотки статора не менее 0,5 мОм | Набор гаечных ключей, отвертка, ветошь, бензин Б70, смазка ЛИТОЛ24, мегаомметр 500В, приспособление для снятия подшипников | Пониженное или повышенное сопротивление обмоток | Просушить обмотки |
|
| Сборка выключателя (производится в обратной последовательности). |
| ||||||
| Залить масло | ТО и |
| Предназначенное к заливке масло должно соответствовать значениям указанным в п. 4.3.10 | Емкость с трансформаторным маслом. Количество масла – 10 л на бак. |
|
|
|
| Проверить уровень масла в баках | ТО и | Визуально | Уровень масла должен быть между двумя красными отметками |
| Низкий или высокий уровень масла | Отрегулировать |
|
| Проверить работу вентиляторов обдува включением | ТО и | Визуально | Правильная работа вентиляторов |
| Высокий уровень шума и вибрации | Выполнить ремонт эл. двигателя вентилятора согласно п.3.2.43. настоящей инструкции |
|
| Произвести регулировку установочных характеристик механизмов привода и выключателя | ТО и | Регулировка установочных характеристик механизмов привода и выключателя описана в разделе 4. | Металлическая линейка, штангенциркуль |
|
|
| |
| Произвести измерение скоростных и временных характеристик выключателя | ТО и | Измерение скоростных и временных характеристик выключателя описано в разделе 4. | Виброграф электромагнитный, электросекундомер |
|
|
| |
| Измерить сопротивление дугогасительного контура | ТО и | Измерение | Не более 300 мкОм | Мост сопротивления постоянного тока |
|
|
|
| Измерить сопротивление главного токоведущего контура | ТО и | Измерение | Не более 1/2 от величины сопротивления дугогасительного контура | Мост сопротивления постоянного тока |
|
|
|
| Измерить сопротивления изоляции подвижных и направляющих частей, выполненных из органических материалов | ТО и | Измерение | Не более 1000 МОм | Мегаомметр 2500В |
|
|
|
| Замерить электрическое сопротивление изоляции обмотки электромагнитов включения и отключения, обмотки контактора, вторичных цепей | ТО и | Измерение | Сопротивление изоляции должно быть не менее 1 мОм | Мегаомметр 1000В | Пониженное сопротивление изоляции | Просушить обмотки |
|
| Замерить активное сопротивление обмотки электромагнитов включения, отключения, обмотки контактора | ТО и | Измерение | Сопротивления должны соответствовать данным завода изготовителя | Мост сопротивления постоянного тока, класс точности 0,5 | Пониженное или повышенное сопротивление обмоток | Просушить обмотки |
|
| Испытание выключателя повышенным напряжением | ТО и | Испытание | 55 кВ в течение 1 мин. | Испытательная установка |
|
|
|
| Произвести опробование выключателя и привода на надежное включение и отключение | ТО и | Визуально | Замыкание и размыкание контактов без заеданий |
| Замыкание и размыкание контактов с заеданиями | Выполнить повторно п.3.2.41 настоящей инструкции |
|
| Проверить состояние маркировки оборудования |
| Визуально | Наличие маркировки | Кисть, краска | Нарушение или отсутствие маркировки | Восстановить маркировку |
|
Нормативные значения.
Нормативные значения указаны в «Технических описаниях и инструкциях по эксплуатации» на конкретный тип выключателя.
Дефектация.
Резьбовые соединения.
Состояние резьбы проверять внешним осмотром, а также навинчиванием от руки гайки на болт (ввинчиванием болта). Наличие люфтов не допускается.
На резьбе не допускаются вмятины, забоины, выкрашивание и срыв более 2 ниток.
Болты должны быть без изгибов и заметной выработки.
Грани и углы на головках болтов не должны иметь повреждений. При износе граней более 0,5 мм (от номинального размера) болты и гайки выбраковываются.
Контакты и контактные поверхности.
Контакты подлежат замене при наличии следующих дефектов:
- трещины;
- деформация;
- значительный износ;
- обгар более 1/5 контактной поверхности.
- отсутствие трещин на поверхностях изоляторов;
- отсутствие сколов и следов удара на поверхности изоляторов;
- качество армировки (отсутствие раковин, трещин и наличие влагостойкого покрытия).
- продольные и кольцевые трещины;
- поверхностные сколы на ребрах изоляторов, превышающие допустимые значения по ГОСТ 13873-81.
- отпечатки шариков на дорожках качения;
- сколы и трещины любых размеров;
- выкрашивание поверхностного слоя дорожек;
- надломы, сквозные трещины на сепараторах;
- забоины, вмятины, препятствующие плавному и легкому вращению подшипника;
- наличие цветов побежалости в любом месте;
- неравномерный износ беговых дорожек.
- прогибе более 0,02-0,05 мм;
- износе шеек более 0,05 мм;
- больших трещинах по длине.
Валы, имеющие небольшую конусообразность, овальность, бочкообразность и при износе 0,2-0,3 мм шлифуют, а при большем износе – обтачивают, затем шлифуют. Допускается уменьшение диаметра вала не более чем на 5-10%. Сопряженность деталей при этом меняется.Допускается установка ремонтных втулок, наращивание металла наплавкой, металлизацией, хромированием.Валы и оси, имеющие небольшие трещины, можно ремонтировать сваркой с последующей правкой, обтачиванием и шлифовкой.