Фото и видео

Новости (архив)


Контакты

contact@forca.ru

Содержание материала

Технологическая карта ремонта масляного выключателя генераторного напряжения.


п/п

  Наименование
операций

НТД
(чертеж и
т.д.)

Контрольные операции

Приспособления, инструмент, оборудование  

Возможные
дефекты,
неисправности

Рекомендуемый метод устранения

 Примечание

Метод

Критерии

1.

 2.

 3.

 4.

5.

6.

7.

8.

 9.

Подготовка выключателя к разборке.

3.1.1 Выполнить организационные и технические мероприятия.
3.1.2 Выполнить анализ дефектов за межремонтный период эксплуатации.
3.1.3 С целью выявления дефектов производится 2-3 включения и отключения.

3.1.4

Очистить поверхности ячейки выключателя и его составных частей от пыли и загрязнений

ТО и
ИЭ

Визуально

Чистая поверхность

Ветошь, салфетки технические, бензин Б70

 

 

 

3.1.5

Осмотреть доступные детали МВ

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие дефектов, течей масла

 

Наличие дефектов

При разборке произвести замену

 

3.1.6

Выполнить осмотр контактов МВ на наличие и исправность термо-индикаторных наклеек.

ТО и ИЭ

Визуально

Отсутствие или неисправность

 

Наличие дефектов

Произвести замену необходимых термоиндикаторных наклеек.

 

Разборка выключателя.

 

Отсоединить внутриполюсные и междуфазные перегородки

ТО и
ИЭ

Визуально

Перегородки отсоединены

Набор гаечных
ключей

 

 

 

 

Проверить состояние внутриполюсных и междуфазных перегородок

ТО и
ИЭ

Визуально

Чистая, ровная поверхность, отсутствие повреждений

Ветошь, бакелитовый лак, бумага наждачная

Наличие пыли и загрязнений, на-рушение лакового покрытия

Протереть ветошью, зачистить, нанести лак

 

 

Отсоединить компенсаторы выключателя, проверить их состояние      

ТО и
ИЭ

Визуально

Чистая, ровная  
поверхность  

Набор гаечных
ключей, ветошь,
бензин Б70,
бумага наждачная

Наличие пыли и загрязнений,
наличие задиров, заусениц

Зачистить и промыть бензином  

 

Проверить состояние гальванического серебряного покрытия компенсаторов в месте присоединения к выключателю

ТО и
ИЭ

Визуально

Чистая, ровная поверхность  

Ветошь, бензин
Б70

Нарушение серебряного покрытия

Если нет возможности восстановить покрытие, компенсаторы следует заменить

 

 

Проверить состояние поверхностей баков

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие течей и «потения» масла

 

Наличие течей и «потения» масла

Произвести заварку мест течей, предварительно очистив от краски и масла

 

 

Отвернуть сливные пробки, слить масло с баков в емкость

ТО и
ИЭ

Визуально

Уровень масла в маслоуказателе понижается

Ключ гаечный, емкость для слива масла, перчатки резиновые

 

 

 

Проверить состояние уплотнения сливных пробок

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие трещин, расслоений, заусениц, раковин, пузырей

 

Износ уплотняющих
прокладок

Уплотняющие
прокладки рекомендуется
заменить

При КР резиновые уплотнения необходимо заменить новыми

 

Снять газоотводные трубы, проверить их состояние

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие
загрязнений, повреждений

Набор гаечных
ключей, ветошь

Наличие загрязнений, повреждений уплотняющих шайб, шайб с уплотняющими резиновыми прокладками

Поверхности
очистить, дефектные детали
заменить

 

 

Снять маслоотделители, проверить их состояние

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие
загрязнений, повреждений

Набор гаечных
ключей, ветошь,
бензин Б70

Наличие загрязнений, износ уплотняющих прокладок

Поверхности
очистить, промыть бензином, дефектные детали заменить

 

 

Снять магнитопроводы, проверить их состояние

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие
загрязнений, повреждений

Отвертка, ветошь

Наличие повреждений

При наличии
повреждений
следует заменить

 

 

Отвернуть гайки, контрящие дугогасительные стержни

ТО и
ИЭ

Визуально

Гайки отвернуты

Набор гаечных ключей

 

 

 

 

Плавно опустить дугогасительные стержни до упора в дугогасительном контакте

ТО и
ИЭ

Визуально

Стержни опушены до упора

 

 

 

 

 

Освободить нижний наконечник изоляционной штанги от соединения с механизмом выключателя

ТО и
ИЭ

Визуально

Нижний наконечник освобожден

Набор гаечных ключей

 

 

 

 

Отсоединить траверсы от штанг

ТО и
ИЭ

Визуально

Траверсы от штанг отсоединены

Набор гаечных ключей

 

 

 

 

Проверить состояние траверс и штанг

ТО и
ИЭ

Визуально

Чистая, без повреждений поверхность траверсы и штанги

 

Наличие трещин, сколов

Заменить дефектную деталь

 

 

Проверить состояние контактных площадок главного токоведущего контура и искрогасительных ламелей

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие повреждений, ровная поверхность

Ветошь, кисть,
бензин Б70, пластичная смазка ЦИАТИМ 221, шабер

Наличие загряз
нений, повреждений на контактных площадках и ламелях

Удалить старую
смазку, протереть ветошью, смоченной в бензине, зачеканить, добиваясь ровной поверхности прилегания в месте контакта, а при необходимости заплавить серебром, нанести новую смазку

 

 

Вынуть дугогасительные стержни, проверить их состояние

ТО и
ИЭ

Визуально,
измерение

Чистая, ровная поверхность без повреждений

Ветошь, штангельциркуль

Наличие загрязнений, повреждений

Протереть ветошью, при необходимости
заменить

Диаметр стержня составляет 32 мм

 

Осмотреть наконечники дугогасительных стержней

ТО и
ИЭ

Визуально,
измерение

Чистая, ровная поверхность без повреждений и нагара

Ветошь, бумага наждачная,
штангельциркуль

Оплавление,
нагар

Зачистить, про
тереть, при необходимости
заменить

Диаметр наконечника составляет 32 мм

 

Снять изоляционные
распорки, проверить их состояние

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие
сколов, трещин

Ключи гаечные

Наличие сколов, трещин

При необходимости заменить

 

 

Снять крышки баков, проверить их состояние

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие
загрязнений
и повреждений

Ключи гаечные,
ветошь

Наличие загрязнений, износ уплотняющих шайб, повреждения маслоотражателя

Протереть, дефектные детали заменить

 

 

Проверить состояние проходных изоляторов

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие
загрязнений, трещин, сколов

Ветошь, бензин
Б70

Наличие загрязнений, износ сальника и манжеты

Протереть ветошью, смоченной в бензине, дефектные детали заменить

 

 

Снять баки с опорных
изоляторов

ТО и
ИЭ

 

При снятии
установочные шайбы между баком и опорным изолятором должны оставаться на месте

 

 

 

 

 

Вынуть верхние изоляционные цилиндры, проверить их состояние

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие
загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений

Ветошь

Наличие загряз-
нений, увлажнения, деформации, отслоений

Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержать их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить

 

3.2.
24

Вынуть дугогасительные камеры, проверить их состояние

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие
загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений,
обгара дутьевых каналов и изменении их конфигурации

Ветошь, чистое трансформаторное масло

Наличие загряз-
нений, увлажнения, деформации, отслоений, обгара дутьевых каналов и изменении их конфигурации

Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержите их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить

Замените камеру, если обгорели дутьевые каналы и изменилась их конфигурация: зазор между выступами предпоследнего нижнего диска, равный 20 мм, должен быть не больше 27 мм после промывки и зачистки

 

Вынуть нижние изоляционные цилиндры, проверить их состояние

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие
загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений

Ветошь

Наличие загряз-
нений, увлажнения, деформации, отслоений

Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержите их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить

 

 

Вынуть изоляционные листы, проверить их состояние

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие
загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений

Ветошь

Наличие загрязнений, увлажнения, деформации, отслоений

Устранить загрязнения, при увлажнении просушить в термостате или в сушильном шкафу в течение 48 часов при температуре 80...90°С или выдержите их в сухом трансформаторном масле при 70...80°С в течение 48 часов, при необходимости заменить

 

 

Снять дугогасительные контакты, проверить их состояние

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие загрязнений, нагара, повреждений пружин, ламелей

Ветошь, наждачная бумага, ключ для крепления дугогасительного контакта ко дну бака

Загрязнения, нагар, повреждения пружин, ламелей

Устранить загрязнения, нагар, при необходимости дефектные детали заменить

При разнице между диаметром наконечника дугогасительного стержня и расстоянием в свету между противо-положными ламелями при вынутом из контакта дугогасительном стержне менее 4мм, дугогасительные контакты и наконечники дугогасительных стержней
следует заменять

 

Осмотреть внутреннюю поверхность баков

ТО и
ИЭ

Визуально

Чистая, ровная поверхность, отсутствие сколов, трещин, деформации

Ветошь

Отслоение металла, наличие трещин

При необходимости заменить

 

 

Промыть баки трансформаторным маслом, осмотреть их

ТО и
ИЭ

Визуально

Чистая поверхность

Ветошь, трансформаторное масло

 

 

 

 

Проверить состояние опорного изолятора

ТО и
ИЭ

Визуально

Чистая, без загрязнений
поверхность, отсутствие сколов, трещин

Ветошь, бензин
Б70

Наличие загрязнений, сколов, трещин

Протереть ветошью, смоченной в бензине, при необходимости заменить

 

 

Проверить ход дугогасительных стержней через проходные изоляторы

ТО и
ИЭ

Визуально

Ход свободный, без затираний

 

Ход несвободный, на стержнях следы затираний

Устранить, отрегулировав положение стержней

 

 

Проверить состояние маслоуказателей

ТО и
ИЭ

Визуально

Чистая поверхность стекла, отсутствие трещин

Ветошь, бензин
Б70

Загрязнение поверхности стекла, износ уплотняющих резиновых прокладок

Протереть ветошью, смоченной в бензине, заменить уплотняющие прокладки, при наличии трещин, сколов стекло следует заменить

 

 

Проверить состояние рамы, заземления, креплений выключателя

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие повреждений

 

Наличие повреждений

Устранить повреждения

 

 

Проверить состояние приводного механизма выключателя

ТО и
ИЭ

Визуально,
измерение

Отсутствие загрязнений, прогиб (ход) одного витка регистра компенсирующих пружин должен быть не более 5,25 мм для пружин диаметром 11 мм и не более 7,08 мм для пружин диаметром 12 мм

Ветошь, металлическая линейка

При указанном ходе на виток не обеспечивается необходимая скорость отключения или выключатель не доходит до полностью отключенного положения

Установить причины затирания и устранить их

Для определения прогиба необходимо измерить длину пружины между ушками при свободном положении пружин и во включенном положении выключателя и разделить разницу на число рабочих витков (между ушками)

 

Произвести замену масла в масляном буфере механизма, проверить состояние масляного буфера

ТО и
ИЭ

Визуально

Масляный буфер должен быть залит маслом в количестве 0,15 кг на один буфер (примерно 2/3 высоты цилиндра)

Индустриальное масло И-50А

Износ уплотнения

При необходимости уплотнение заменить

 

 

Произвести проверку смазки в трущихся частях механизма и масленках главного вала

ТО и
ИЭ

Визуально

Наличие смазки

Ветошь, кисть, пластичная смазка ЦИАТИМ221

Загрязнение смазки

Старую смазку удалить, протереть ветошью и нанести новую смазку

 

 

Проверить надежность распора между выключателем и приводом

ТО и
ИЭ

Визуально

Распорная труба должна быть застопорена во фланце привода. Болты распорного угольника должны быть затянуты

Набор гаечных ключей

Слабая затяжка болтов распорного угольника

Болты следует затянуть

 

 

Снять и осмотреть кожухи привода выключателя

ТО и
ИЭ

Визуально

Целая поверхность, без повреждений окраски

Гаечные ключи, отвертка, наждачная бумага, эмаль, кисть 

Нарушение окраски кожухов

Зачистить, промыть и покрасить

 

 

Очистить от загрязнений и старой смазки детали привода

ТО и
ИЭ

 

Чистая поверхность

Ветошь

 

 

 

 

Осмотреть поверхности зацепления привода, доступные трущиеся поверхности деталей

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие коррозии, задиров, заусениц

Ветошь, наждачная бумага, бензин Б70

Наличие следов коррозии, задиров, заусениц

Зачистить, промыть, при необходимости заменить

 

 

Осмотреть контакты контактора

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие следов загрязнений, обгара

Наждачная бумага, кисть, бензин Б70

Наличие загрязнений, обгара

Удалить загрязнения, зачистить контакты, промыть, просушить

 

 

Смазать все трущиеся части привода

ТО и
ИЭ

 

Наличие смазки

Пластичная смазка ЦИАТИМ 221

 

 

 

 

Осмотреть буферную резину под якорем (сердечником) выключателя.

ТО и
ИЭ

Визуально

Отсутствие повреждений (трещин, сжатий).

Резина ТМКЩ-10

Наличие повреждений (трещин, сжатий).

При необходимости резину заменить

 

3.2.
44

Снять вентиляторы обдува, проверить их состояние и произвести им ремонт с заменой подшипников

ТО и
ИЭ

Визуально,
измерение

Чистые поверхности, замена подшипников и их смазки, сопротивление изоляции  обмотки статора не менее 0,5 мОм

Набор гаечных ключей, отвертка, ветошь, бензин Б70, смазка ЛИТОЛ24, мегаомметр 500В, приспособление для снятия подшипников 

Пониженное или повышенное сопротивление обмоток

Просушить обмотки

 

 

Сборка выключателя (производится в обратной последовательности).

 

 

Залить масло

ТО и
ИЭ

 

Предназначенное к заливке масло должно соответствовать значениям указанным в п. 4.3.10

Емкость с трансформаторным маслом. Количество масла – 10 л на бак.

 

 

 

 

Проверить уровень масла в баках

ТО и
ИЭ

Визуально

Уровень масла должен быть между двумя красными отметками

 

Низкий или высокий уровень масла

Отрегулировать

 

 

Проверить работу вентиляторов обдува включением

ТО и
ИЭ

Визуально

Правильная работа вентиляторов

 

Высокий уровень шума и вибрации

Выполнить ремонт эл. двигателя вентилятора согласно п.3.2.43. настоящей инструкции

 

 

Произвести регулировку установочных характеристик механизмов привода и выключателя

ТО и
ИЭ

Регулировка установочных характеристик механизмов привода и выключателя описана в разделе 4.

Металлическая линейка, штангенциркуль

 

 

 

 

Произвести измерение скоростных и временных характеристик выключателя

ТО и
ИЭ

Измерение скоростных и временных характеристик выключателя описано в разделе 4.

Виброграф электромагнитный, электросекундомер

 

 

 

 

Измерить сопротивление дугогасительного контура

ТО и
ИЭ

Измерение

Не более 300 мкОм

Мост сопротивления постоянного тока

 

 

 

 

Измерить сопротивление главного токоведущего контура

ТО и
ИЭ

Измерение

Не более 1/2 от величины сопротивления дугогасительного контура

Мост сопротивления постоянного тока

 

 

 

 

Измерить сопротивления изоляции подвижных и направляющих частей, выполненных из органических материалов

ТО и
ИЭ

Измерение

Не более 1000 МОм

Мегаомметр 2500В

 

 

 

 

Замерить электрическое сопротивление изоляции обмотки электромагнитов включения и отключения, обмотки контактора, вторичных цепей

ТО и
ИЭ

Измерение

Сопротивление изоляции должно быть не менее 1 мОм

Мегаомметр 1000В

Пониженное сопротивление изоляции

Просушить обмотки

 

 

Замерить активное сопротивление обмотки электромагнитов включения, отключения, обмотки контактора

ТО и
ИЭ

Измерение

Сопротивления должны соответствовать данным завода изготовителя

Мост сопротивления постоянного тока, класс точности 0,5

Пониженное или повышенное сопротивление обмоток

Просушить обмотки

 

 

Испытание выключателя повышенным напряжением

ТО и
ИЭ

Испытание

55 кВ в течение 1 мин.

Испытательная установка

 

 

 

 

Произвести опробование выключателя и привода на надежное включение и отключение

ТО и
ИЭ

Визуально

Замыкание и размыкание контактов без заеданий

 

Замыкание и размыкание контактов с заеданиями

Выполнить повторно п.3.2.41 настоящей инструкции

 

 

Проверить состояние маркировки оборудования

 

Визуально

Наличие маркировки

Кисть, краска

Нарушение или отсутствие маркировки

Восстановить маркировку

 

Нормативные значения.

Нормативные значения указаны в «Технических описаниях и инструкциях по эксплуатации» на конкретный тип выключателя.

Дефектация.

Резьбовые соединения.

Состояние резьбы проверять внешним осмотром, а также навинчиванием от руки гайки на болт (ввинчиванием болта). Наличие люфтов не допускается.

На резьбе не допускаются вмятины, забоины, выкрашивание и срыв более 2 ниток.

Болты должны быть без изгибов и заметной выработки.

Грани и углы на головках болтов не должны иметь повреждений. При износе граней более 0,5 мм (от номинального размера) болты и гайки выбраковываются.

Контакты и контактные поверхности.

Контакты подлежат замене при наличии следующих дефектов:

  • трещины;
  • деформация;
  • значительный износ;
  • обгар более 1/5 контактной поверхности.
Наружные контактные поверхности (места присоединений соединительных токоведущих шин) зачистить до металлического блеска.Небольшие задиры, наплывы, обгары, заусеницы зачистить шабером или опилить.Не допускаются после опиловки раковины глубиной более 0,5 мм, а размеры не должны отличаться от первоначальных более чем на 0,5 мм.Дефектация и ремонт фарфоровой изоляции.При проведении ремонта трансформатора каждый изолятор должен быть подвергнут тщательному осмотру. При этом особое внимание должно быть обращено на:
  • отсутствие трещин на поверхностях изоляторов;
  • отсутствие сколов и следов удара на поверхности изоляторов;
  • качество армировки (отсутствие раковин, трещин и наличие влагостойкого покрытия).
При обнаружении поверхностных дефектов, снижающих механическую или диэлектрическую прочность, изоляторы подлежат выбраковке. К таким дефектам относятся:
  • продольные и кольцевые трещины;
  • поверхностные сколы на ребрах изоляторов, превышающие допустимые значения по ГОСТ 13873-81.
Ремонт изоляторов с дефектами, не превышающими допустимых по ГОСТ 13873-81, может быть выполнен при наличии технических возможностей, определяемых технологией приготовления лаков и клеев.Склеивание фарфоровых частей должно выполняться с помощью клея БФ-4, БФ-88.Резиновые уплотнения.Состояние резиновых уплотнений проверяется внешним осмотром на отсутствие трещин, срезов, выработки, расслоений, остаточной деформации, заусениц, раковин, пузырей и потерю пластичности.Степень поджатия резинового уплотнения должна быть не более 35 % от его толщины и распределяться равномерно по всему периметру.Стопорные и пружинные шайбы, шплинты.Стопорные отгибные шайбы должны быть без трещин или надрывов в месте перегиба.Пружинные шайбы, бывшие в эксплуатации могут быть использованы повторно только в том случае, если они не потеряли своей упругости, которая характеризуется величиной развода концов шайб. Нормальный развод шайбы равен двойной ее толщине, допустимый – полуторный.Шплинты подлежат замене при наличии трещин, изломов.Пружины.При наличии трещин и надломов цилиндрические пружины подлежат выбраковке.Неравномерность шага витка по всей длине пружины допускается не более 10%, за исключением концевых поджатых витков у пружин, работающих на сжатие.Неперпендикулярность обработанных торцов к оси пружины допускается не более 0,5 мм на длине 10 мм. Кривизна в свободном состоянии может быть не более 3% длины пружин, работающих на растяжение и не более 4% длины пружин, работающих на сжатие.Потеря упругости пружин в зависимости от степени их ответственности допускается 5% номинальной величины.Подшипники.Подшипники подлежат замене при обнаружении следующих дефектов:
  • отпечатки шариков на дорожках качения;
  • сколы и трещины любых размеров;
  • выкрашивание поверхностного слоя дорожек;
  • надломы, сквозные трещины на сепараторах;
  • забоины, вмятины, препятствующие плавному и легкому вращению подшипника;
  • наличие цветов побежалости в любом месте;
  • неравномерный износ беговых дорожек.
Валы и оси. Валы и оси заменяются при:
  • прогибе более 0,02-0,05 мм;
  • износе шеек более 0,05 мм;
  • больших трещинах по длине.

Валы, имеющие небольшую конусообразность, овальность, бочкообразность и при износе 0,2-0,3 мм шлифуют, а при большем износе – обтачивают, затем шлифуют. Допускается уменьшение диаметра вала не более чем на 5-10%. Сопряженность деталей при этом меняется.Допускается установка ремонтных втулок, наращивание металла наплавкой, металлизацией, хромированием.Валы и оси, имеющие небольшие трещины, можно ремонтировать сваркой с последующей правкой, обтачиванием и шлифовкой.