Оловянистые сплавы
Наиболее широко применяющимися в энергомашиностроении для заливки вкладышей подшипников являются оловянистые сплавы, называемые баббитами. К их числу относятся марки Б83, Б87 и Б92, имеющие по ГОСТ 1320-74 химический состав:
Баббит | Сu | Sb | Sn |
Б83 | 5,5-6,5 | 10-12 | основа |
Б87 | 2-4 | 9-11 | основа |
Б92 | 3,5-5 | 3,5-5 | основа |
Баббиты являются легкоплавкими материалами (Т — 340—380 °C), обеспечивающими благодаря твердым включениям частиц SnSb, Cu3Sn в олове выполнение принципа Шарли:
Для обеспечения антифрикционных свойств материал должен иметь мягкую основу и твердые включения, которые при работе на трение удерживают смазку благодаря образующегося на поверхности микрорельефа.
Отметим, что этому принципу удовлетворяют все подшипниковые материалы: чугуны, свинцовистые и оловянистые бронзы и, наконец, баббиты, отличающиеся между собой по величине износа шейки валов, а отсюда допустимыми скоростями вращения и зазорами.
Магниевые сплавы
Для конструкций, от которых требуется по возможности малая плотность материала, применяются магниевые сплавы, как деформируемые, так и литейные. Помимо малой плотности они обладают высокой способностью поглощения ударов и вибрационных колебаний. Они хорошо обрабатываются резанием. К числу недостатков относится низкая коррозионная стойкость. Поэтому в контакте с водой они неприменимы. Известны марки магниевых сплавов, обладающих повышенной коррозионной стойкостью во всех климатических атмосферных условиях. К их числу относятся литейные сплавы МЛ4п.ч., МЛ5п.ч. и ВМЛ9, а также деформируемые МА1 и МА8.