Фото и видео

Новости (архив)


Контакты

contact@forca.ru

Улавливание-углерода

Международное энергетическое агентство (МЭА) в сентябре заявило, что новые технологии улавливания углерода имеют «решающее значение» для перехода на чистую энергетику.

Однако группа экспертов, признала, что без радикального повышения цен на углерод во всем мире вероятность масштабирования технологий улавливания углерода невелика.

Технологии улавливания и хранения углерода (CCS) и улавливания, использования и хранения углерода (CCUS) рассматриваются как наиболее важные составляющие в достижении климатических целей, поскольку темпы внедрения экологически чистой энергии оказались недостаточными, чтобы избежать значительного уровня глобального потепления.

Обе технологии могут смягчить последствия изменения климата за счет «удаления выбросов из существующего производства ископаемого топлива или даже за счет извлечения углерода из атмосферы». CCUS планирует пойти еще дальше, используя секвестрированный углерод в качестве сырья для промышленных процессов или синтетического топлива.

CCUS «необходимо сформировать основные рекомендации, чтобы направить мир к нулевым выбросам», наряду с электрификацией, чистым водородом и устойчивой биоэнергетикой.

Но для того, чтобы это произошло, в течение следующего десятилетия необходимо значительно увеличить развертывание CCUS. В настоящее время, несмотря на то, что «перспектива в отношении технологий улавливания углерода лучше, чем когда-либо, способность этого сектора к масштабированию все еще находится под большим вопросом».

Низкие цены на углерод плохо отражаются на перспективе CCS.

База данных объектов Global CCS Institute насчитывает 21 крупную установку по улавливанию углерода, действующую сегодня в мире. МЭА заявило, что за последние три года было объявлено о планах установки еще 30 подобных коммерческих объектов, но это «вряд ли остановит изменение климата».

В августе три компании - фирма по прямому улавливанию воздуха Climeworks, разработчик технологий Carbfix и владелец исландских геотермальных активов On Power - объявили о сделке, которую они назвали «новаторской».

Компании заявили, что «значительно увеличат объемы удаления углерода» с помощью новой установки, способной улавливать 4 000 тонн двуокиси углерода в атмосфере ежегодно. В прошлом году 36,7 миллиардов тонн выбросов CO2 пришлось на ископаемое топливо.

Для того чтобы улавливание углерода стало реальностью, компаниям необходим финансовый стимул. Это означает, что цены на выбросы углерода должны значительно превышать затраты на улавливание, использование и / или хранение.

«В процессе добыче природного газа современные технологии могут удалять около 450 миллионов тонн углерода во всем мире при затратах примерно 20 долларов за тонну», -сказал в интервью Гулорен Туран, генеральный менеджер по коммуникациям Global CCS Institute.

Но удаление углерода из труднодоступных промышленных процессов, таких как производство стали или цемента, что наиболее важно для CCS и CCUS, будет стоить более 100 долларов за тонну. Эффект масштаба может значительно снизить эту цифру, но, вряд ли она упадет до 20 долларов за тонну.

Из 40 глобальных инициатив по установлению цен на выбросы углерода, перечисленных на информационной панели Всемирного банка, только три за пределами Европы предлагают цены выше 20 долларов за тонну.

И только одна схема в мире, в Швеции, устанавливает цену за тонну углерода выше 100 долларов. Очевидно, что директивным органам во всем мире придется ориентироваться на более высокие цены на углерод, прежде чем CCS и CCUS станут коммерчески жизнеспособными.

В воздухе витают перемены, но будет ли этого достаточно для процветания CCS?

В прошлом году Мировой энергетический совет разработал три долгосрочных сценария в отношении перспектив роста CCUS. В одном из них, получившем название «Незаконченная симфония» (Unfinished Symphony), скоординировано долгосрочное планирование. CCUS  считает, что единые глобальные действия помогут добиться успеха в декарбонизации промышленных процессов с 2030 года.

Эти технологии приведут к экспоненциальному росту примерно в 2040 году, но не смогут повлиять на развитие энергетического сектора, поскольку будут применяться в отношении 1,2 процентов мировых электрогенерирующих мощностей по самому оптимистичному сценарию.

Во второй модели, получившей название «Модерн-Джаз» (Modern Jazz), рынок ожидает более неравномерный экономический рост, и расширение CCUS произойдет не раньше 2050 года, что, вероятно, окажется слишком поздно для достижения климатических целей. В третьем сценарии, характеризующемся менее глобальным сотрудничеством, CCUS никогда не достигнет массового внедрения.  

Несмотря на эти модели, Мировой энергетический совет оптимистичен в отношении CCUS.

«Энергетический переход должен учитывать не только пути электрификации, но также молекулярные и тепловые пути», - сказала GTM в интервью генеральному секретарю Мирового энергетического совета Анджела Уилкинсон. «CCS - это игра молекул и игра тепла».

Рост улавливания углерода может не только потенциально сыграть важную роль в декарбонизации за пределами энергетического сектора, но и выиграть от изменения отношения, поскольку экономика во всем мире страдает от пандемии.

Ранний сигнал о том, что «изменения витают в воздухе», появился в этом году, когда Всемирный энергетический совет дополнил долгосрочные сценарии моделями «выхода из коронавирусного кризиса».

Наиболее многообещающий путь восстановления  (38 процентов), отражает амбициозные планы, которые могут помочь ускорить продвижение к сценарию «Незаконченная симфония» в будущем.

Но, несмотря на оптимизм Всемирного энергетического совета, многие наблюдатели по-прежнему с осторожностью смотрят на технологии улавливания углерода.