Поиск по сайту
Начало >> Инструкции >> Воздушные линии >> Инструкции по эксплуатации >> Установка опор для переходов

Установка опор для переходов

Когда сборка схемы установки опоры закончена, перед подъемом опоры руководитель работ проверяет исправность тяговых механизмов, элементов такелажа, якорей, после чего все замеченные неисправности и недоделки устраняются. Всем членам бригады напоминается принятый способ установки опоры, а также последовательность выполнения операций. Напоминаются также сигналы начала работы, остановки и др. Назначаются сигнальщики, которым выдаются флажки; проверяется видимость сигналов.
Бригада делится на звенья (например, звено тягового узла, тормозного узла, оперативное звено, сигнальщики). Устанавливаются назначение и порядок работы звеньев, уточняются обязанности каждого члена звена.
Определяются ответственные узлы, за которыми при установке опоры следует вести наблюдение (например, следят за подвижкой фундамента, податливостью якорей, проползанием канатов в сжимах, креплением блоков и др.). Определяется монтажная зона, равная полуторной высоте опоры; в зону запрещается заходить всем, кроме руководителя работ.
Руководитель работ может подходить к опоре только со стороны подъема, при этом пути подхода к опоре заранее должны быть освобождены от каких- либо предметов и снега, мешающих быстро удалиться от опоры. За пределами монтажной зоны располагаются наблюдатели с красными флажками, предотвращающие возможность проникновения посторонних людей и средств транспорта в монтажную зону.
После того как все подготовлено и проверено, приступают к установке опоры. Работу обычно начинают в начале рабочего дня с тем, чтобы успеть установить опору и хотя бы временно закрепить ее на фундаменте.
Установка опоры при ветре скоростью 10 м/с и более не производится. Приступать к работе можно только с разрешения руководителя работ. Сначала опору плавно приподнимают на высоту 0,4 — 0,5 м над шпальными клетками (подкладками). При этом опора и элементы такелажа испытывают наибольшие усилия. В таком положении опору выдерживают 10 —  15 мин, производя внешний осмотр фундамента и всех элементов такелажа. Если обнаруживаются выползание концов канатов из зажимов, деформация отдельных деталей, элементов опоры и монтажной стрелы, перемещение фундамента, а также потрескивания металлоконструкций, свидетельствующие о перенапряжении металла, или какие-либо другие дефекты, то опора плавно опускается на шпальпые клетки и обнаруженные дефекты устраняются. Затем опора снова приподнимается на 0,4 — 0,5 м над шпальными клетками и производится вторичная проверка опоры, фундамента и такелажа. При отсутствии видимых дефектов происходит дальнейший подъем опоры. Установка опоры должна быть плавной, без рывков и с минимальными задержками. При подъеме запрещается находиться под опорой, между тяговым механизмом и опорой, под тяговым и тормозным канатами, стрелой и поддерживающими тросами.
При установке опоры способом падающей стрелы выход стрелы из работы происходит раньше, чем опора пройдет положение равновесия (см. рис. 2, б). При продолжении установки опоры после прохождения положения выхода стрелы из работы канаты 4 и 5 образуют между собой угол φ (рис. 1, б), за счет чего на стрелу 3 начинает действовать усилие М.
Во время установки опор небольшого размера легкой монтажной стрелой стрела под действием возросшего усилия М перемещается в сторону тягового механизма, при этом нижние концы стрелы волочатся по поверхности земли (рис. 1, с). При установке более высоких опор, когда применяются монтажные стрелы значительных размеров и массы, подтаскивание их по поверхности земли недопустимо вследствие возможного повреждения стрелы или невозможно из-за прикрепления стрелы к фундаменту. Поэтому целесообразно применять способы, при которых стрела выходит из работы как можно позже. К ним относятся: 1) использование более высокой стрелы; 2) наклон стрелы в сторону опоры (угол а на рис. 2, г); 3) применение «расщепленных» «вожжей», присоединенных к стволу опоры на различных отметках (см., например, схему установки опоры ПП 220-2/70 на рис. 2).

продолжение установки опоры после выхода стрелы из работы
Рис. 1. Способы продолжения установки опоры после выхода стрелы из работы: а  —  подтаскивание незакрепленной стрелы; б  —  применение дополнительного каната; в  —  выход канатов из соединения со стрелой; г  —  применение «вожжевого» полиспаста, 1  —   поднимаемая опора: 2 — трактор, 3 — монтажная стрела; 4 — тяговый канат; 5 — «вожжи»; 6 —  канат для продолжения установки опоры; 7 — канат, поддерживающий стрелу; 8  — блок; 9 — дополнительный канат; 10 — центр тяжести опоры

Если применение перечисленных способов невозможно (например, при отсутствии высокой стрелы и др.), то для доведения опоры до положения равновесия приходится применять один из следующих приемов.
При установке переходных опор массой до 80 — 100 т продолжение установки опоры производить тракторами с помощью дополнительного каната 9 (рис. 1, б), который прикрепляется к опоре до ее установки. Этот прием, требующий применения дополнительных тракторов и каната, неудобен при установке тяжелых опор.
Дополнительный канат 9 может быть использован также при недостаточной длине каната в полиспасте после схождения блоков.
Использовать специальное крепление канатов к стреле, позволяющее после выхода стрелы из работы разъединять канаты и стрелу (рис. 1,в). Для предотвращения падения на землю стрелы после отцепления канатов она поддерживается канатом 7, заранее прикрепленным к опоре.
Этот прием требует более сложных узлов такелажа. Кроме того, при расцеплении канатов со стрелой происходит рывок, что нежелательно, так как создает дополнительную нагрузку на опору, фундамент и элементы такелажа.
Использовать «вожжевой» полиспаст (рис. 1,г), управляемый дополнительным трактором, который включается в действие после выхода стрелы из работы или несколько ранее. Этот прием может применятся при установке опор любой массы способом поворота.
При подходе опоры к положению равновесия производится натяжение канатов тормозного узла, для того чтобы в момент перехода опоры положения равновесия не произошел рывок. В момент прохождения положения равновесия оказываются натянутыми канаты тягового и тормозного узлов, затем канаты тягового узла ослабляются и работа тяговых механизмов прекращается.
В конце установки переходной опоры ее свободные от шарниров башмаки должны «надеться» на анкерные болты фундаментов (рис. 2,а). Операция называется посадкой пят опоры на анкерные болты фундамента. При этом даже вследствие небольшого несовпадения анкерных болтов с отверстиями в башмаках опоры, находящегося в пределах допускаемых отклонений, может быть повреждена резьба на анкерных болтах фундамента. Для предотвращения этого резьба анкерных болтов защищается.

закрепление опоры на фундаменте
Рис  2. Посадка пят опоры на анкерные болты фундамента и закрепление опоры на фундаменте: а  —  опускание пят опоры на фундамент; б, в  —  использование кусков трубы и защитных наконечников для направления отверстий в пятах опоры на анкерные болты; г, е  —  закрепление башмака опоры на металлической балке с применением прямой и клиновидной подкладок: д, ж  —  конструкции прямой и клиновидной подкладок 1 — башмак опоры; 2 —  болт крепления опоры к фундаменту; 3 — кусок трубы; 4 — защитный наконечник; 5 — фундамент опоры; 6 —  прямая подкладка; 7 — клиновидная подкладка; 8 — специальная шайба; 9 — гайка

Наиболее простым способом защиты резьбы является применение кусков стальных труб (рис. 2, б), которые устанавливаются на анкерные болты через отверстия в башмаках опоры в последний период установки. Необходимость подхода монтажников к опоре и выполнение работы, которая должна выполняться с максимальной осторожностью, до полной установки опоры являются недостатками описанного способа.
Применение защитных наконечников с направляющими конусами на верхнем конце (рис. 2,в), навинчиваемых на анкерные болты, может исключить приближение монтажников к фундаменту до полной установки опоры.
Посадка пят опоры на анкерные болты фундамента должна быть проведена по возможности быстро, так как при этом опора поддерживается тормозным канатом, на который действует наибольшее тормозное усилие. Если происходит задержка установки под башмаки опоры, свободные от шарниров, то следует положить подкладки и опереть на них опору. При временных остановках подъема трактористы и машинисты лебедок не должны оставлять свои рабочие места.
После временного закрепления опоры на фундаменте, свободном от монтажных шарниров, производится снятие монтажных шарниров (если применялись съемные шарниры). Затем опора временно закрепляется на элементах фундамента, с которых были сняты монтажные шарниры. Влезать на опору до ее закрепления на фундаменте запрещается. Далее производится опускание стрелы на поверхность земли.
После установки опоры монтажная стрела обычно оказывается расположенной в наклонном положении —  висящей на канатах «вожжей». Опускание стрелы на поверхность земли может производиться несколькими способами. Стрелы высотой 30 — 35 м обычно не прикрепляются к фундаменту, поэтому опускание их на землю может выполняться трактором (рис. 3, а) или путем подъема нижних концов стоек стрелы из приямков трактором с помощью каната, пропущенного через блок, подвешенный на опоре (рис. 3, б). Для опускания на землю стрелы упомянутыми способами тросовые крепления нижних концов стрелы к фундаменту опоры должны быть предварительно сняты. Способ, изображенный на рис. 3, а, не может быть применен, если у опоры широкая база.
Если стрела прикреплена к собственному фундаменту или к фундаменту опоры, ее опускание на землю производиться одним из следующих способов (нижеперечисленные способы могут быть применены также для опускания на землю стрел, не прикрепленных к фундаменту).

Опускание стрелы на землю после установки опоры
Рис. 3. Опускание стрелы на землю после установки опоры: а  —  подтаскиванием нижнего конца; б  —  вытаскиванием нижних концов из приямков; в  —  приподниманием подъемным краном; г  —  с помощью каната с блоком; е  —  опиранием на подставку; д  —  распусканием «вожжевого» полиспаста 1 — трактор; 2 — канат; 3  —  монтажная стрела; 4 — «вожжи»; 5 — подъемный кран; б — блок; 7 — подставка; 8 — «вожжевой» полиспаст

1. С помощью подъемного крана стрела за верхний конец приподнимается, при этом «вожжи» освобождаются от тяжения и снимаются с опоры, а стрела краном опускается на землю (рис. 3,в).
2. При помощи трактора, который канатом, пропущенным через блок, висящий на опоре, стрела сначала приподнимается и после отцепления от опоры концов «вожжей» опускается на землю (рис. 3,г).
3. В случае применения для установки опоры «вожжевого» полиспаста последний может быть «распущен», при этом стрела ляжет на землю (рис. 3, д).
Для упрощения снятия с опоры канатов «вожжей» может быть применена подставка, на которую в конце установки опоры опускается монтажная стрела (рис. 3, е) Применение этого способа несколько уменьшает тормозное усилие при окончании установки опоры, так как тормозному механизму в конце подъема приходится поддерживать только одну опору.
Снятие с опоры остальных канатов обычно производится после выверки опоры, так как эти канаты могут быть использованы для небольших наклонов опоры при выверке.
Таблица 1
Допуски на установку опор


Наименование допуска

Допуск для опор

переходных

концевых

Смешение (наклон) оси ствола и поясов свободностоящей опоры от проектного положения при высоте опоры до 50 м (линейные опоры на подставках)

1 :200

1 :200

То же, более 50 м

1 :1000

 —

Смещение оси ствола и поясов опоры оттяжками от проектного положения при высоте опоры 30 м и более

1:500

 

Смещение конца траверсы от линии, перпендикулярной оси перехода, мм

100

100

Выход опоры из створа перехода, мм

100

100

Демонтированные канаты и приспособления сбрасывать с опоры запрещается. Их нужно спускать с опоры после ухода людей в безопасную зону.
После опускания стрелы на землю производится выверка опоры. Допуски на установку опоры, составленные на основании СНиП 3.05.06-85 и СНиП Ш-8.5 — 62, приведены в табл. 1. Несмотря на то, что фундаменты переходных опор сооружаются с повышенной точностью, для уменьшения отклонений опоры до допускаемой величины иногда приходится под башмаки опоры класть металлические подкладки. Если опора устанавливается на железобетонный фундамент, подкладка заливается бетонным раствором. Для создания плотного бетона и сплошного заполнения им объема под башмаком опоры заливка производится под давлением.
При установке опоры на металлические балки сборного железобетонного фундамента под башмак опоры кладется металлическая подкладка необходимой толщины (рис. 2, г). Если подкладку выполнить из двух половинок с прорезями (рис. 2, д), то для их установки не нужно освобождать башмаки от болтов, а опору достаточно только немного наклонить.
После выверки опоры подкладка приваривается к башмаку опоры и к металлической балке фундамента. Башмак опоры должен всей своей нижней поверхностью опираться на фундамент. Касание фундамента только одной стороной опорной поверхности башмака недопустимо, так как это вызывает дополнительные напряжения в башмаке и в примыкающих к нему элементах и может привести к аварии во время эксплуатации перехода.
Зазоры, образовавшиеся в результате одностороннего опирания башмака опоры на фундамент, должны заливаться бетонным раствором под давлением (при опирании на бетонный фундамент) или путем установки клиновидной металлической подкладки (при опирании на металлическую балку) (рис. 2, е, ж).
Под гайки болтов крепления опоры ставятся специальные шайбы, размеры которых предусмотрены проектом. На все болты крепления переходной опоры к фундаменту устанавливается по две гайки, которые после выверки опоры туго затягиваются. Специальные шайбы, расположенные под гайками, привариваются к башмакам опоры.

Метки: ВЛ | монтаж |
 
« Установка некоторых типов переходных опор ВЛ   Эксплуатация воздушных линий электропередачи »
Карта сайта + все метки | Контакты
© Электроэнергетика При перепечатке и цитировании активная гиперссылка на сайт обязательна.