5. Борьба с подшипниковыми токами генераторов
Подшипниковые токи в генераторах образуются из-за несимметрии магнитного сопротивления магнитной цепи генератора, которая приводит к возникновению в генераторе пульсирующего с оборотной частотой магнитного потока. На рис.28 несимметрия указана условно в виде дополнительного воздушного зазора в правой части сердечника статора. Естественно, что в таком случае магнитный поток в правой части Ф1 меньше потока в левой части Ф2. При вращении ротора в нем возникает пульсирующий магнитный поток, наводящий в роторе, в осевом направлении, пульсирующую ЭДС. Возникающая ЭДС создает ток 1-2 (рио.28,6), замыкающийся через концы вала подшипники и станину генератора.
а) | б) |
Рис.28.Схема протекания токов, вызванных несимметрией магнитной системы
Подшипниковая ЭДС равна всего нескольким вольтам, но из-за малого сопротивления цепи подшипниковые токи могут достигать тысяч ампер. Основная опасность подшипниковых токов в том, что они проходят через подшипники, прожигают масляную пленку и выводят подшипник из строя.
Борьба с возникновением подшипниковых токов заключается в создании изоляционного промежутка, на их пути. Для этого (рис.29) один подшипник вала генератора изолируется от станины и корпуса генератора изоляционными прокладками. Кроме того, изоляционными вставками должны быть снабжены все трубопроводы, подходящие к данному подшипнику, а экраны кабелей должны быть изолированы от подшипника.
Периодически производится проверка исправности изоляции подшипника и возбудителя по схеме на рис.29. Подшипниковая ЭДС измеряется между концами вала турбогенератора. Исправность изоляции конца вала проверяется вольтметром, включенным между корпусом подшипника и станиной генератора . При втором измерении необходимо шунтировать масляную пленку правого подшипника. Это выполняется специальной щеткой на валу, соединенной с корпусом правого (рис.29) подшипника. При исправной изоляции оба напряжения должны быть равны: При неисправности изоляции подшипника .
Рис.29. Измерение напряжений для проверки состояния изоляции стула подшипника