Французский регулятор ядерной безопасности Autorité de Sûreté Nucléaire (ASN) заявил, что считает стратегию компании EDF по устранению проблем коррозии под напряжением на атомных электростанциях «соответствующей», учитывая полученные знания об этом явлении и связанные с ним вопросы безопасности.
В декабре 2021 года во время проведения профилактической проверки первого контура АЭС Civaux-1 была обнаружена коррозия сварных швов на трубах системы аварийного впрыска, после чего были проведены проверки на энергоблоке №2, которые выявили аналогичные дефекты. Компания EDF приняла решение заменить поврежденные детали, что потребовало продолжительной остановки станции, а также отключения двух других блоков N4 на Chooz-B для проведения проверок.
В середине января 2022 года EDF объявила, что на Civaux 2 и Chooz B2 были обнаружены дефекты сварных швов труб системы аварийного впрыска, аналогичные тем, что были обнаружены на Civaux 1. Кроме того, десятилетняя эксплуатационная инспекция на Penly 1 — одном из двенадцати энергоблоков класса P4 мощностью 1300 МВт — также выявила коррозию под напряжением. Поэтому было принято решение провести проверки на большинстве французских АЭС, по результатам которых 12 реакторов были закрыты для дальнейшего наблюдения или ремонта.
С момента обнаружения коррозии в конце 2021 года EDF «провела работу по углублению понимания этого явления и выявлению соответствующих зон». Исследования включают около 70 лабораторных оценок сварных швов восьми реакторов. «Оценки и анализы, проведенные EDF, необходимы для поддержки стратегии контроля», — отметили в ASN. «Они позволили определить геометрию труб и термомеханические ограничения, которым подвергаются, как основные факторы, способные повлиять на возникновение коррозионного растрескивания под напряжением».
EDF определила трубопроводы, наиболее подверженные растрескиванию. В четырех реакторах Н4 они находятся в контуре аварийного впрыска, расположенном в «холодной нитке» (трубы главного первого контура, идущие от насосных агрегатов двигателя к корпусу реактора) и в насосных линиях контура охлаждения остановленного реактора. В реакторах P4 это трубопроводы только инжекционного контура, расположенные в «холодной нитке».
ASN отметила, что EDF планирует проинспектировать все свои реакторы к 2025 году, уделив первоочередное внимание наиболее чувствительным участкам реакторов N4 и P4. Проверки будут проводиться с помощью нового неразрушающего ультразвукового метода контроля, который был разработан с целью надежного обнаружения коррозионных трещин и оценки их глубины под напряжением. Результаты, полученные EDF после шести месяцев разработки, «обнадеживают и должны позволить масштабно использовать новые средства контроля во второй половине 2022 года».
Регулятор добавил: «По мнению ASN, такая стратегия отвечает необходимости продолжения проверок наиболее чувствительных линий. Однако, ASN считает, что, например, проверка реактора №2 АЭС «Бельвиль», запланированная на 2024 год - это слишком поздно».
ASN заявила, что явление коррозионного растрескивания под напряжением все еще изучается, и что программу проверок EDF придется адаптировать, если в ходе проверок или после их анализа «обнаружатся новые элементы».