Фото и видео

Новости (архив)


Контакты

contact@forca.ru

Реформа российской электроэнергетики была начата в 2001 г., и пока ее завершение не оговаривается сроками. Закон "Об электроэнергетике", который был принят в 2001 г, служит правовой основой для реформы.

электроэнергетика 

Региональные АО-энерго, практически все были реформированы и разделены по видам деятельности на генерирующие, сетевые и сбытовые компании, в 2005 году. При этом понятие АО-энерго переходит к распределительным компаниям, которые в 2006 году были зарегистрированы и получили индивидуальные тарифы от региональных энергетических комиссий. Во вновь созданных компаниях акционерами АО-энерго были получены акции, в соответствии с их долей до реструктуризации.

Все генерирующие и сетевые подразделения энергосбытовых компаний России с 1 апреля 2006 года стали самостоятельными компаниями. Фактически, это означает, что непосредственным поставщиком электроэнергии для конечного потребителя стали территориальные сетевые компании.

В текущих планах реформы:

передача распределительных линий электропередачи в межрегиональные сетевые компании .
• преобразование региональных генерирующих компаний в территориальные генерирующие компании .
• передача магистральных линий электропередач из распределительных компаний в межрегиональные магистральные сетевые компании .

Основными объектами приватизации становятся территориальные генерирующие компании (ТГК) и оптовые генерирующие компании (ОГК), согласно программы реформирования РАО "ЕЭС". Завершается формирование оптовых генерирующих компаний (ОГК), которые будут обладать следующими активами: федеральными электростанциями и крупными станциями, переданными из состава АО-энерго.

В планах реформирования рассматривались варианты объединения генерирующих компаний со сбытовыми с целью стабилизации финансового положения последних. Но при этом возникает противоречие с основными целями реформы: реструктуризация вертикально интегрированных энергокомпаний на естественно-монопольных и потенциально-конкурентных. Так и не решены ключевые вопросы реформирования: принципы функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии, а так же приватизация энергетических активов.

Только от продажи тепловой генерации РАО "ЕЭС" планируется получить десять миллиардов долларов. Средства от приватизации активов пойдут на пополнение бюджета, привлечение инвестиций в строительство и реконструкцию активов, введение рыночных отношений, увеличения фондового рынка в акциях энергокомпаний, расширения круга держателей акций и ограничение влияния государства на экономические процессы.

Текущая ситуация такова, что стратегические инвесторы ожидают возможности получения контрольных пакетов акций энергокомпаний, а портфельные заинтересованы в росте котировки ценных бумаг.

Рассчитывая на быстрое проведение реформы, в 2002-2003 гг. инвесторами были вложены существенные средства в акции российских электроэнергетических компаний, что позволило им стать владельцами контрольных пакетов в активах. Это послужило толчком на рынке электроэнергетики, котировки акции электроэнергетических компаний подскочили вверх. К сожалению, сейчас наблюдается торможение реформы, а это в свою очередь оказывает негативное влияние на рынок.

Не последнюю роль в этом играет федеральная номенклатура, которая пытается соблюсти баланс интересов государства, инвесторов и потребителей электроэнергии.

Ожидается, что государство продает сбытовые компании и генерацию (тепловые электростанции), при этом под контролем РАО "ЕЭС" остаются распределительные сети. Что соответствует положению в структуре электроэнергетики некоторых развитых стран, где электроэнергетический бизнес относится к монопольному сектору и попадает под государственное регулирование. При этом, частные инвесторы получают сетевой бизнес в долгосрочную концессию.

С позиции инвесторов, приватизация и либерализация рынка затягивается, темпы реформирования близки к нулю. Перекрестное субсидирование, от которого электроэнергетике трудно отказаться, является дополнительным сдерживающим фактором на пути к рынку. Практика пересмотра тарифов, при которой компании, добившиеся лучшей отдачи получают меньшие тарифы, является сдерживающим фактором для инвестиций.

Хотя РАО " ЕЭС " говорит о своем стремлении к либерализации рынка, на самом деле для создания свободного рынка необходимы приватизация и наличие конкурирующих собственников, что предвидится не раньше чем через несколько лет. На данный момент мы имеем монополию с неконтролируемым ценообразованием на фоне усиления контроля государства за стратегически важными отраслями, и приватизация электроэнергетики в эти планы не входит. Гарантии инвестиций от РАО "ЕЭС" воздействуют на систему довольно ограничено, хотя свою роль, безусловно, сыграют.

Замедленные темпы приватизации ведут за собой недоинвестирование в отрасль на фоне растущего энергопотребления. Напрашивается рост собственного производства электроэнергии крупными и средними потребителями. Долгосрочный прогноз состоит в том, что государство не в состоянии или не желает финансировать строительство новых активов, модернизировать оборудование и гарантировать надежную работу энергосистемы за счет бюджета, поэтому либерализация рынка неизбежна.

На этом этапе реформирования российской энергетики вкладывать в нее деньги готовы только российские компании так или иначе связанные с самой электроэнергетикой. Иностранные инвесторы не готовы рисковать капиталами, пока они лишены возможности приобрести контрольные пакеты акций и обстановка в этой сфере не совсем ясна.