Более 100 стран, на долю которых приходиться около двух третей мировых выбросов парниковых газов объявили о своих планах по сокращению выбросов до «чистого нуля» в ближайшие десятилетия.
Такие же цели были приняты компаниями, штатами и городами, желающими предотвратить повышение температуры на планете. Китай планирует «углеродный нейтралитет» к 2060 году, а избранный президент США Джо Байден обещает, что Америка достигнет «нулевых» выбросов углерода к 2050 году.
Но что именно означает «чистый ноль»?
Почему нуль?
Углекислый газ, основной удерживающий тепло газ, вырабатывается животными, включая человека, и поглощается растениями и океанами. Но сжигание угля, нефти и природного газа с конца 19 века намного превосходит то, что растения и океаны могут поглощать из воздуха.
В Парижском климатическом соглашении говорится, что глобальное потепление должно удерживаться ниже 2 градусов Цельсия, в идеале не более 1,5 по Цельсию, к концу столетия по сравнению с доиндустриальным уровнем. Но Земля уже прогрелась на 1,2 градуса по Цельсию, поэтому страны хотят предотвратить дальнейшее потепление на несколько десятых градуса.
Ноль означает добавление и вычитание.
По словам климатолога Зика Хаусфатера из Breakthrough Institute: «Мир практически не может отказаться от всех видов ископаемого топлива, потому что они используются для производства пластика, в авиации. Поэтому некоторые выбросы парниковых газов будут продолжаться. Математика проста для достижения «чистого» нуля. Если вы увеличиваете загрязнение, вам тоже нужно вычесть столько же».
Почти все природные решения в значительной степени зависят от посадки лесов. Но когда деревья вырубают или сжигают, поглощенный ими углекислый газ снова высвобождается. «Чтобы получить хороший нулевой показатель, не нужно полагаться на леса», - сказал немецкий климатолог Никлас Хоне из New Climate Institute.
Остались технологические средства. Так называемый «прямой захват воздуха» засасывает углекислый газ из атмосферы, который закапывается под землю. Это дорого и делается только в очень малых масштабах.
Не все нули равны.
Некоторые правительства интерпретируют «чистый» ноль, как сокращение выбросов только углекислого газа. Это основной парниковый газ, но другие газы, например, метан, также способствуют глобальному потеплению.
Поэтому вместо «углеродной нейтральности», эксперты рекомендуют странам стремиться к «климатической нейтральности». Страны должны взять на себя ответственность за выбросы от международных морских и воздушных перевозок, которые, технически находятся за пределами их границ.
Правительства так и не пришли к согласию, как обеспечить целостность международных рынков, которые будут использоваться для компенсации выбросов в одной стране за счет углерода, улавливаемого в других странах. Предотвращение двойного подсчета компенсаций будет иметь ключевое значение для целостности такой системы и глобальных усилий по ограничению выбросов.