Фото и видео

Новости (архив)


Контакты

contact@forca.ru

Содержание материала

Выводы

  1. Режим работы в трехфазной группе однофазных трансформаторов (автотрансформаторов) с различающимися сопротивлениями короткого замыкания мк принципиально отличается от режима параллельной работы таких трансформаторов. При параллельной работе трансформаторов распределение нагрузки в них обратно пропорционально сопротивлениям КЗ трансформаторов, т.е. их ик. При работе в трехфазной группе ток нагрузки распределяется по фазам обратно пропорционально суммам трех сопротивлений: нагрузки, трансформатора (ик) и сети, каждая сумма различается только одним слагаемым - сопротивлением КЗ трансформатора, т.е. перераспределение нагрузки по фазам существенно слабее зависит от различий в значениях мк фаз. Наличие в трансформаторах трехфазной группы обмоток, соединенных в треугольник (НН), ведет к дополнительному выравниванию нагрузки. Даже при существенно различающихся сопротивлениях КЗ однофазных трансформаторов возможна их работа в трехфазной группе без существенной неравномерности загрузки обмоток всех фаз.
  2. Даны схема и алгоритм расчета токов обмоток и линий для трехфазной группы однофазных автотрансформаторов с различными значениями ик. В качестве расчетного условно выбран режим передачи мощности из сети ВН в сеть СН, при котором в наибольшей мере сказывается на распределении токовой нагрузки фаз неравенство напряжений КЗ различных фаз автотрансформаторов.
  3. На примере работы трехфазной группы автотрансформаторов АОДЦТН-167000/500/220 на Волжской ГЭС с автотрансформаторами, различающимися по напряжениям КЗ (новые - разработки ХК “Электрозавод” - с повышенным значением ик порядка 11 % и старые - разработки ЗТЗ - с ик порядка 9%), при заданной незначительной нагрузке на стороне НН показано, что отличия токов в основных обмотках и линейных токов несущественны (не превышают 4%) и вполне допустима поэтапная замена одних автотрансформаторов другими без ограничения мощности автотрансформаторов и трехфазной группы; при существенной нагрузке на стороне НН допустимость эксплуатации трехфазной группы без ограничения ее мощности будет определяться значениями токов в обмотках

НН и КО, поэтому необходима будет их расчетная проверка.

  1. Методика компьютерного расчета напряжения КЗ многообмоточных трансформаторов со сложным соединением обмоток, в том числе расположенных на разных стержнях, дает более точные по сравнению с измеренными результаты, чем упрощенная методика расчета с использованием коэффициентов Роговского, применяемая на заводе.

Список литературы

  1. Петров Г. Н. Электрические машины. М. - Л.: ГЭИ, 1956, ч.     1.
  2. Бунин А. Г., Конторович Л. Н., Виногреев М. Ю. Расчет распределения токов и напряжений в обмотках трансформаторов. - Электротехника, 1977, № 4.

Приложение.

Сравнительный анализ расчетных и измеренных значений напряжения КЗ

Программа РАСТОК [2], использованная в данной работе, позволила провести достаточно точные расчеты токов и напряжений КЗ (табл. 3). Полученные расчетные значения напряжения КЗ ВН - СН автотрансформаторов 10,47% (новый) и 9,09% (старый) достаточно близки к средним измеренным значениям 10,37% и 9,23% (табл. 4) соответственно; диапазон отклонений от минус 1% до плюс 1,9%, тогда как по заводским расчетам эти отклонения значительно больше: до 6,2% (ЗТЗ) и до 8% (ХК “Электрозавод”).
Соотношение индуктивных сопротивлений, характеризующее основное различие новых и старых автотрансформаторов и полученное в расчете по [2], составляет 10,47/9,09 = 1,152, т.е. несколько выше, чем 10,37/9,23 = 1,124 по средним измеренным значениям. Это дает определенный запас в расчетах токов для большей части вновь изготовленных автотрансформаторов.
Для сведения далее приведены нормированные значения напряжений для автотрансформаторов мощностью 167 MBA напряжением 500/220 кВ.

 

ТЗ
ОАХ. 100.357.7, 1964 г.

ГОСТ 17544-85

ик в режимах КЗ, %: ВН - СН:

 

 

номинальное положение РПН

10

11 ± 10% (9,9-12,1)

справочные данные для положения РПН:

 

минимального

-

12

максимального

-

12

вн-нн

31

35 ± 10% (31,5-38,5)

СН - НН:

 

 

номинальное положение РПН

20

21,5 + 10% (19,35-23,65)

справочные данные для положения ΡΠΙI:

 

минимального

-

25

максимального

-

20

Таблица 3
Расчетные и средние измеренные значения напряжений КЗ автотрансформаторов АОДЦТН-167000/500/220 в
режимах КЗ ВН - СН и ВН - НН


Вариант
разработки

Кем и как определен параметр

Uк, %

ВН - СН при положении РПН

ВН-НН

МИН.

НОМ.

макс.

ЗТЗ, 1965 г.

ВоГЭС (измерение)

-

9,23

-

29,25

ЗТЗ (расчет)

11,1

9,8 (+6,2)

11,2

29,3 (+0,2)

ВЭН (расчет)

10,28

9,09 (-1,5)

10,56

28,79 (-1,6)

“Электрозавод”, 1996 г.

“Электрозавод” (измерение)

11,78

10,37

11,93

33,68

“Электрозавод” (расчет)

12,4 (+5,3)

11,2 (+8)

12,7 (+6,5)

35 (+3,9)

ВЭИ (расчет)

11,6 (-1,5)

10,47 (+1)

12,16 (+1,9)

33,2 (-1)

Примечание. В скобках приведено отклонение расчетного значения в процентах от измеренного.

Таблица 4
Измеренные значения напряжений КЗ автотрансформаторов АОДЦТН-167000/500/220 в парных режимах КЗ


Вариант
разработки

Кем определен параметр

Uк, %

ВН - СИ при положении РПН

ВН-НН

СН - НН при положении РПН

МИН.

НОМ.

макс.

МИН.

НОМ.

макс

ЗТЗ, 1965 г.

ВоГЭС

 

9,14-9,36

 

29,1 -29,4

 

17,3-18

 

 

9,23*

 

29,25*

 

17,65*

 

12,47

10,4

11,27

33,7

24,3

20,46

20,4

11,8

10,5

12,0

34,1

23,9

20,3

20

11,5

10,3

11,9

33,4

24,3

20,5

20,1

“Электрозавод”, 1996 г.

“Электроза
вод”

11,6

10,3

11,9

33,9

24,6

20,8

20,5

11,7

10,3

11,95

33,8

24,3

20,3

20,5

11,6

10,4

11,9

33,2

24,1

20,4

20,1

11,78*

10,37*

11,93*

33,68*

24,25*

20,46*

20,27*

* Средние значения.