Ушакова М.В. (АО НИИПТ, Санкт-Петербург)
Основной причиной повреждения высоковольтных вводов, залитых маслом Т-750, является пробой по внутренней поверхности нижней фарфоровой покрышки из-за недостаточной электрической прочности нижнего узла вводов при ухудшении состояния масла.
Механизм развития этого повреждения хорошо известен:
- ускоренное старение масла, формирование коллоидов, содержащих атомы металла;
- осаждение полупроводящего осадка на поверхности фарфора, что приводит к нарушению электрического поля внутри ввода;
- появление частичных разрядов в результате снижения прочности масла;
- газообразование, поверхностные разряды, пробой.
Казалось, что замена масла Т-750 на масло ГК, устранит повреждения вводов по этой причине. Однако уже встречаются случаи отказов вводов с маслом ГК, из-за пробоя по нижней фарфоровой покрышке.
Причины ускоренного старения масла выяснены недостаточно. Одним из факторов является повышенная температура.
Источниками нагрева ввода являются потери от тока в токоведущем стержне, диэлектрические потери в изоляции и горячее масло трансформатора, температура которого в верхних слоях доходит до 95 °С.
Для более полного представления о тепловых процессах, происходящих внутри маслонаполненного ввода под действием эксплуатационных факторов, было экспериментально определено распределение температур в аксиальном и радиальном направлениях в герметичном вводе типа ГБМТ110/630, чертеж № 2ИЭ.800.026. Условия нагрева были приближенны к эксплуатационным:
- нагрев нижней части ввода до температуры, равной температуре верхних слоев масла трансформатора в номинальном режиме;
- нагрев потерями в токоведущем стержне от тока нагрузки, от 0,5 до 0,95 1н.
Для разогрева нижней части ввод был установлен в специальную печь с маслом, которое нагревалось до рабочих температур.
Для создания рабочего тока внутрь токоведущей трубы был помещен отвод, подключенный к источнику переменного тока.
Чтобы можно было проследить за изменением температуры в радиальном и аксиальном направлениях термопары были установлены на токоведущей трубе, внутри изоляционного остова и в масляном канале, в верхней и нижней частях ввода.
Тепловые режимы испытания ввода и полученные значения температуры представлены в табл. 1.
Температура во вводе, в различных режимах нагрева
Обозначение термопар, приведенных в табл.1:
Т1 - температура на поверхности токоведущей трубы на высоте около 340 мм от нижней опорной гайки;
Т2 - температура в середине толщины бумажной изоляции на высоте около 340 мм от нижней опорной гайки;
ТЗ - температура в масле ввода у поверхности остова на уровне фланца;
Т4 - температура на поверхности трубы на высоте около 1200 мм от нижней опорной гайки;
Т5 - температура в середине толщины бумажной изоляции на высоте около 1200 мм от нижней опорной гайки;
Тб - температура на поверхности изоляции остова на высоте около 1300 мм от нижней опорной гайки;
1исп/ 1н | Т12 | Т11 | Т1 | Т2 | ТЗ | Т4 | Т5 | Тб | Т8 |
| 42 | 21 | 35 | 34,5 | 32 | 30,5 | 30,5 | 30,5 | 30 |
| 55,5 | 20 | 43 | 42 | 38 | 37 | 37 | 37 | 36 |
| 73 | 20 | 55 | 52 | 49 | 47 | 47 | 47 | 45 |
| 85 | 21 | 65 | 62,5 | 58 | 56 | 56 | 55 | 53 |
| 90,5 | 21,5 | 70 | 67 | 62 | 60 | 60 | 59,5 | 57,5 |
0,53 | 50 | 18 | 47 | 43 | 37 | 45 | 39,5 | 37 | 39 |
| 82 | 18 | 69 | 63,5 | 54,5 | 62,5 | 56,5 | 53 | 53 |
0,74 | 54 | 17 | 60 | 51,5 | 42 | 60 | 47 | 42,5 | 46,5 |
| 84,5 | 18.5 | 80 | 70 | 58,5 | 76 | 63 | 58 | 59,5 |
0,84 | 58,5 | 17.5 | 70 | 58,8 | 46 | 70,5 | 54 | 47 | 51,5 |
| 75 | 18.5 | 81 | 69 | 55 | 80 | 62 | 55 | 59 |
| 85 | 18.5 | 88 | 74,5 | 60 | 84,5 | 67 | 60 | 63 |
0,95 | 60,5 | 18 | 78 | 64 | 49 | 81 | 59 | 51 | 56 |
0,84 | 35 | 18 | 55,5 | 47 | 36 | 62 | 45 | 39 | 43 |
Т8 - температура на токоведущей трубе в верхней части ввода на высоте около 1630 мм от нижней опорной гайки.
Экспериментально установлено, что распределение температуры по остову существенно различается при различных режимах нагрева: маслом трансформатора или током нагрузки ввода. Так в режиме нагрева только верхними слоями масла (кривая 1, рис.1), изоляционный остов оказывается более нагретым, чем в случае нагрева только потерями от тока нагрузки (кривая 2, рис.1). С увеличением тока нагрузки увеличивается перепад температур в радиальном направлении от токоведущей трубы через толщу изоляции к маслу ввода (рис. 2).
Рис. 2
Т, °С Распределение температур по изоляции при разных вариантах нагрева
Следующим этапом исследования теплового поля внутри ввода было сравнение экспериментальных данных с данными приближенного расчета, обычно используемого на практике. В расчете
Рис. 3. Экспериментальное распределение температур во вводе 110кВ при температуре верхних слоев масла 85 °С:
а)— по вертикали; б)— по горизонтали.
1— 1Исп“0; 2— 1исп=0.531н;
3— 1исп-0.741и; 4— 1исп=0.851„
— пренебрегают тепловым потоком в аксиальном направлении, и принимают равным нулю тепловой поток через поверхность нижней фарфоровой покрышки, считая, что все выделяющееся во вводе тепло передается в окружающую среду через верхнюю фарфоровую покрышку.
Таким образом, полностью пренебрегают теплообменом с маслом трансформатора. Проведенные по этой методике расчеты показали превышение расчетных значений температуры изоляционного остова над измеренными экспериментально почти во всех режимах испытаний. Разница между расчетными и экспериментальными значениями температур достигала 9°.
Из анализа представленных экспериментальных распределений температуры (рис. 3) в изоляции ввода видно, что существует поток тепла не только в радиальном, но и в аксиальном направлении. Разница в температурах изоляции по высоте составляет около 7°С для одинаковых режимов нагрева масла в печке.
Новый расчет был проведен с учетом аксиального потока тепла от разогретого масла трансформатора.
Результаты расчета представлены в табл. 2.
Таблица 2
Температура в середине изоляционного остова Тосх
Сопоставление экспериментальных распределений температуры во вводе в аксиальном и радиальном направлениях с результатами данного расчета теплового поля внутри ввода показало их практически полное совпадение (кривые 1,2, рис.4).
Проведенные численные исследования показывают, что расчет теплового режима изоляции ввода с учетом нагрева его нижней части маслом трансформатора можно успешно применять для изучения теплового состояния изоляции высоковольтных изоляционных конструкций с бумажномасляной изоляцией конденсаторного типа.
Рис. 4
- - экспериментальные данные
- - расчетные данные
Следует отметить, что экспериментальное определение температур и расчет тепловых потоков внутри ввода проводился без учета диэлектрических потерь в изоляции остова. Рассмотренная методика может быть использована и для расчета тепловых режимов в реальной эксплуатации, если учесть выделение тепла в изоляции остова за счет диэлектрических потерь.
Литература:
- Изоляция установок высокого напряжения. Учебник для вузов/Под ред. Г.С.Кучинского. М.: Энергоатомиздат,1987.
- Дмитревский B.C. Расчет и конструирование электрической изоляции: Учебное пособие для вузов. М.: Энергоиздат, 1984.
- Никулин Н.В., Шишорина Г.Д. Высоковольтные воды и их ремонт. М.: Высшая школа, 1980.
- Бажанов С.А., Воскресенский В.Ф. Монтаж и эксплуатация маслонаполненных вводов. М.: Энергоиздат, 1981.
- Петкевич Г.И., Гречко О.Н. Анализ поведения характеристик изоляции и содержания растворенных в масле газов при ресурсных испытаниях маслонаполненных вводов 110 кВ. В сб. "Методы и средства оценки состояния энергетического оборудования". Выпуск 5. С-Пб, 1997.