4. Производство работ
4.1 Очистка электродвигателя от пыли и грязи, отъединение питающих проводов и заземляющих шин, а у двигателей с фазным ротором - проводов пускового реостата.
4.2 Отъединение двигателя от рабочей машины и доставка его в ремонтную мастерскую.
4.3 Разборка электродвигателя и его очистка от пыли и грязи.
4.3.1 Разборку электродвигателя следует проводить так, чтобы не повредить отдельных деталей. Поэтому при разборке не разрешается применять слишком больших усилий, резких ударов, пользоваться зубилами. Туго выворачивающиеся болты смачивают керосином и оставляют на несколько часов, после чего болты ослабляют и выкручивают. При разборке электродвигателя все мелкие детали складывают в специальный ящик. Каждая деталь электродвигателя должна иметь бирку, на которой указывают номер ремонтируемого электродвигателя. Болты и шпильки после разборки лучше ввернуть на свои места, что предотвратит возможную их утерю.
4.3.2 Шкив, полумуфту и шарикоподшипник снимают с вала при помощи стяжки. Если подобной стяжки нет, то шкив или подшипник снимают с вала электродвигателя легкими ударами молотка через прокладку из твердого дерева. Удары наносят по ступице шкива или внутреннему кольцу подшипника качения равномерно по всей окружности.
Для снятия подшипникового щита электродвигателя отвинчивают болты и легкими ударами молотка через прокладку по выступающим краям щита отделяют его от корпуса. Для избегания поломок при разборке больших электродвигателей ротор электродвигателя и щит при снятии должны находиться в подвешенном состоянии, что обычно осуществляется с помощью специальных подъемных средств (тали, тельферы и т.д.). В зазоре между ротором и статором электродвигателя прокладывают резиновую прокладку достаточной толщины, на которую при снятии ложится ротор. Это предотвратит возможные повреждения изоляции обмоток электродвигателя. При разборке небольших электродвигателей ротор вынимают вручную. На один конец вала, обернутый резиной, одевают длинную трубу, при помощи которой осторожно выводят ротор из расточки статора, поддерживая его все время на весу.
4.4 Дефектацию проводить согласно Приложения А.
4.5 Продувка статора и ротора сжатым воздухом.
4.6 Осмотр поверхности стали статора и ротора и зачистка мест, покрытых коррозией.
4.7 Проверка целостности и ремонт изоляции лобовых частей обмоток.
4.8 Измерение сопротивления изоляции обмоток между фазами и между фазами и корпусом при помощи мегомметра напряжением 500 - 1000 В.
Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм. При меньших значениях сопротивления изоляции обмотку подвергают сушке.
4.9 Проверка обмотки на отсутствие межвиткового замыкания при помощи электромагнита и стальной пластинки либо приборов типа ЕЛ-1 и ЕЛ-15.
4.10 Проверка состояния и ремонт выводных концов электродвигателя.
4.11 Проверка состояния короткозамыкающих колец и вентиляционных лопаток короткозамкнутого ротора.
4.12 Проверка сопряжения деталей, обеспечивающих герметичность (величины зазоров указаны в руководстве по эксплуатации).
4.13 Съем, проверка, хранение и напрессовка подшипников (легкость хода подшипника проверяется в горизонтальном положении, насадив подшипник внутренним кольцом на конусную латунную оправку).
4.13.1 Расчетный срок службы закрытых подшипников около 20 000 ч. По окончанию срока службы подшипники подлежат замене. Подшипники необходимо снимать с вала только в случае их замены и только с применением специального съемника.
Замену подшипников проводить по истечении срока их службы, а также при появлении аномальных шумов, стуков или заеданий. Закрытые подшипники поставляются с заложенной на весь срок службы смазкой.
4.13.2 При ремонте подшипников скольжения необходимо вынуть из их подшипникового щита цельную втулку или вкладыш при помощи ударов деревянным молотком через деревянную выколотку. Щит при этом нужно ставить так, чтобы подшипник упирался в эту опору. При другом расположении подшипник может дать трещину. Необходимо также следить за тем, чтобы не повредить смазочных колец.
4.13.3 Расконсервированные новые подшипники, так же как и демонтированные, необходимо предохранить от коррозии. При осмотрах, проверках и монтаже не допускается трогать рабочие поверхности подшипника руками, так как это вызывает появление точечной коррозии.
4.13.4 При недлительном хранении промытые подшипники укладывают в железные банки и заливают минеральным маслом.
4.13.5 Очистка подшипников качения от старой смазки и промывка бензином. При необходимости смазку заменяют.
4.13.6 После двух пополнений смазка полностью заменяется:
- при полной замене смазки снимается крышка подшипника, старая смазка удаляется из полости крышки подшипника и с подшипника, при помощи ветоши смоченной в бензине;
- при пополнении смазки путем нанесения на подшипник, смазка втирается в сепаратор подшипника до уровня обоймы и заполняется на 30% полость в крышке подшипника ближе к ее периферии;
- при замене смазки шприцеванием, должны быть вывернуты сливные пробки во избежание попадания смазки внутрь двигателя.
4.13.7 Для смазки подшипников необходимо использовать следующие марки смазочных средств:
- климатические исполнения У1, У2, У3, УХЛ4 и Т2 – Литол-24;
- климатические исполнения ХЛ1, ХЛ2, УХЛ1, УХЛ2 – ЦИАТИМ-221.Допускается использовать другие смазки, имеющие одинаковую основу с указанными.
Не допускается смазку Литол-24 и ее заменители, имеющие литиевую основу, смешивать с кальциевыми (солидолы), натриевыми и алюминиевыми смазками.
4.14 Сменные уплотнения по валу.
Для обеспечения степени защиты могут применяться V-образные уплотнения по линии вала. При замене V-образных резиновых уплотнений вал двигателя проворачивается и уплотнение пригоняется к уплотняемой поверхности так, чтобы был выдержан установочный размер (см. руководство по эксплуатации).
При установке на вал новых V-образных резиновых уплотнений, торцевую поверхность трения на подшипниковой крышке и в подшипниковом щите необходимо смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221.
При установке новых армированных манжетных уплотнений между подшипниковым щитом и манжетой заложить смазку ЦИАТИМ-221.
4.15 Проверка зазора между статором и ротором в четырех точках (через 90°) с обеих сторон.
4.16 Осмотр, зачистка и подтяжка контактных соединений (перекосы, наличие окиси, ослабления контактных соединений не допускаются).
4.17 Проверка наличия маркировки кабелей, надписей и обозначений на кожухе, при необходимости восстановление (отсутствие маркировки и надписей не допускаются).
4.18 Балансировка фазного ротора на вертикально-расточном станке.
4.19 Сборка электродвигателя и проверка свободного вращения ротора в обе стороны.
Сборку электродвигателя начинают со сборки отдельных узлов. В подшипниковые щиты запрессовывают пере залитые вкладыши или выточенные заново втулки.
Их надо предварительно пришабрить по валу и выпилить в них по старым размерам канавки для смазки и прорези для смазочных колец. Вкладыши и втулки запрессовывают в щит осторожными ударами молотка через прокладку. При этих операциях сборки особенно опасны перекосы, которые могут привести к заклиниванию втулок и вкладышей.
4.19.1 Шарикоподшипники необходимо туго посадить на вал. При насадке на вал открытые подшипники рекомендуется нагреть в минеральном масле, закрытые – в воздушной среде до температуры + 80…+ 90 °С.
При этом подшипник расширяется и легче надевается на вал электродвигателя. При нагревании подшипник не рекомендуется класть на дно ванны, а надо подвешивать его на проволоке. Подогревать подшипник в пламени паяльной лампы не рекомендуется чтобы не допустить отпуск стали подшипника.
Запрещается оказывать излишнее осевое давление на вал или наносить удары!
Насаживают подшипник на вал электродвигателя легкими ударами молотка по трубе, упирающейся во внутреннее кольцо подшипника. При дальнейшей сборке наружная обойма подшипника должна быть посажена нормально в гнездо подшипникового щита. Слишком тугая посадка может привести к зажиму шариков, а слабая вызовет проворачивание наружной обоймы подшипника в гнезде щита, что недопустимо.
4.19.2 Введение ротора в расточку статора производят так же, как и при разборке. Затем устанавливают подшипниковые щиты, закрепляя их временно болтами. При этом необходимо, чтобы щиты были установлены на свое старое место, что проверяют по совпадению меток, нанесенных на корпусе и щите при разборке.
При одевании щитов на вал электродвигателя надо приподнять смазочные кольца подшипников скольжения, иначе они могут быть повреждены валом. После установки щитов ротор электродвигателя проворачивают вручную. Ротор правильно собранного электродвигателя должен вращаться сравнительно легко. Тугое вращение вала электродвигателя может быть вызвано: неправильной посадкой подшипника качения на вал (малый радиальный зазор), недостаточной расшабровкой втулки или вкладыша подшипника скольжения, наличием в подшипнике опилок, грязи, засохшего масла, перекосами вала, обработкой вала или корпуса, не соответствующей посадке, увеличенным трением кожаных или войлочных уплотнений о вал.
4.19.3 Окончательно затягивают болты подшипниковых щитов, заполняют соответствующей смазкой подшипники качения и закрывают их крышками. В подшипники скольжения заливают масло.
4.19.4 Ротор собранного электродвигателя еще раз проворачивают вручную, проверяют отсутствие задевания вращающихся частей за неподвижные, определяют и подгоняют необходимую величину разбега (осевого перемещения ротора).
4.20 После окончания сборки необходимо проверить сопротивление изоляции обмоток статора и цепи терморезисторов относительно корпуса и между обмотками, а также легкость вращения ротора от руки.
4.21 Запуск электродвигателя на холостом ходу для проверки отсутствия посторонних шумов; измерение тока и потерь холостого хода, их значения должны соответствовать номинальным.
4.22 Установка электродвигателя на рабочее место, запуск совместно с рабочей машиной для проверки правильности его вращения и отсутствия вибраций.