Фото и видео

Новости (архив)


Контакты

contact@forca.ru

Содержание материала

Капитальный ремонт электродвигателей обдува силовых трансформаторов мощностью 20-250 МВА - инструкция по эксплуатации

электродвигатели обдува трансформаторов

Перечень принятых сокращений
АС – атомная станция;
в/в – высоковольтный;
ВН – высокое напряжение;
г\п – грузоподъёмность;
ГОСТ – государственный стандарт;
Изм. – изменение;
ИТР – инженерно-технический работник;
НН – низкое напряжение;
НП – нормы и правила;
ОСТ – отраслевой стандарт;
п.п. – по порядку;
ПБ – правила безопасности;
ПН АЭ Г – правила и нормы в атомной энергетике;
ПОТ Р М – правила охраны труда межотраслевые при выполнении работ;
ППБ – правила пожарной безопасности;
РД ЭО – руководящий документ эксплуатирующей организации;
СТО (СО) – стандарт организации;
ТИ – технологическая инструкция;
ТОиР – техническое обслуживание и ремонт;
х/б – хлопчатобумажный;
ЭП – электрическое поле.

1. Назначение и область применения документа
Настоящая технологическая инструкция (ТИ) «Электродвигатели обдува трансформаторов мощностью 20-250 МВА. Капитальный ремонт» устанавливает правила выполнения капитального ремонта электродвигателей обдува трансформаторов мощностью 20-250 МВА (в дальнейшем именуемые - электродвигатели), расположенных на электроэнергетическом предприятии:
1.1 Ремонт электродвигателей и аппаратов, непосредственно связанных с технологическими агрегатами, должен выполняться одновременно с ремонтом последних.
1.2 В зависимости от исполнения электродвигателей, номинальные паспортные данные обозначены на специальной табличке, прикреплённой корпусу электродвигателя.
1.3 Данной ТИ регламентируется проведение подготовительных, слесарных и контрольных операций по разборке, очистке, дефектации, капитальному ремонту и сборке электродвигателей.
1.4 Технологическая инструкция предназначена для использования на рабочих местах персоналом ТОиР, непосредственно осуществляющим организацию, подготовку и проведение работ по капитальному ремонту асинхронных электродвигателей, а также персоналом, осуществляющим технический контроль в процессе ремонта.
1.5 ТИ разработана на основании следующей литературы:
- Атабеков В. Б. Ремонт электрооборудования промышленных предприятий. – М.: Высш.Шк., 1985.–175 с.
- Гемке Р.Г. Неисправности электрических машин. – Л.: Энергоатомиздат, 1989.–332 с.
- Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. – М.: Академия–2009г.
- Коган Ф.Л. Сборник методических пособий по контролю состояния электрооборудования. – М.: ОРГРЭС,2001.–497с.
1.6 Требования ТИ являются обязательными для персонала, выполняющего слесарные, такелажные и контрольные операции при выполнении работ по капитальному ремонту электродвигателей на электроэнергетическом предприятии.
1.7 Работы по капитальному ремонту электродвигателей выполнять по рабочим чертежам (хранящимся в архиве цеха-владельца данного оборудования) и по производственно-технологической документации (настоящая ТИ), имеющей штамп «в производство».
1.8 Отсутствие подписей, фамилий, должностей лиц, указанных в соответствующих формах, а также дат и оттисков, является нарушением оформления документа. Документы, оформленные с нарушениями, являются не действительными.
1.9 До начала ремонтных работ на асинхронных электродвигателей необходимо ознакомить исполнителей работ с настоящей ТИ под роспись в листе ознакомления с документом.
1.10 ТИ разработана в соответствии с нормативно-технической документацией, указанной в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Нормативно-техническая документация

НП-001-97 (ПН АЭ Г-01-011-97, ОПБ-88/97) Общие положения обеспечения безопасности атомных станций
СО 34.45.509-2005 Типовая инструкция по эксплуатации электродвигателей в установках собственных нужд электростанций
ОСТ 37.001.050-73 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки
ПОТ РМ-016-2001
РД 153-34.0-03.150-00 Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей
ПОТ РМ 007-98 Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов
ПТЭЭП №6 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей
РД 24-СЗК-01-01 Стропа грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации
РД 34.45-51.300-97 Объем и нормы испытаний электрооборудования
РД ЭО 0017-2004 Технологическая документация на ремонт. Виды и комплектность, требования к построению, содержанию и оформлению
СТО 1.1.1.01.0069-2013 Правила организации технического обслуживания и ремонта систем и оборудования атомных станций
РД ЭО 1.1.2.03.0127-2010 Организация работ со вскрытием оборудования. Правила ППБ АС-2011 Правила пожарной безопасности при эксплуатации атомных станций
СО 153-34.03.204 (РД 34.03.204-93) Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями
СТО 1.1.1.01.0678-2007 Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций


2. Требования к персоналу, квалификации
2.1 К руководству работами и контролю соблюдения технологии и качества капитального ремонта электродвигателей допускаются ИТР и специалисты, изучившие инструкции и чертежи (хранящиеся в архиве цеха-владельца данного оборудования) ремонтируемых электродвигателей и настоящую ТИ.
2.2 К работам по капитальному ремонту электродвигателей допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие должность электрослесаря не ниже 3 разряда, прошедшие медицинское освидетельствование, аттестованные квалификационной комиссией на право выполнения соответствующих видов работ и имеющие удостоверения на право выполнения этих видов работ, а также имеющие опыт практической работы с электрооборудованием. Состав бригады – не менее 2-х человек.
2.3 Производителем работ по наряду-допуску может быть электрослесарь по ремонту и обслуживанию электрооборудования, имеющий группу по электробезопасности не ниже IV.
2.4 Объём подготовки, порядок испытаний и периодичность повторных проверок определяется предприятием, выполняющим соответствующие работы.
2.5 Операционный контроль осуществляется в процессе выполнения работ непосредственными исполнителями и ИТР монтажной (ремонтной) организации в соответствии с правилами и нормами, действующими в атомной энергетике, операциями данной ТИ.

3. Требования безопасности
3.1 Перед началом выполнения работ по текущему ремонту электродвигателей необходимо оформить наряд-допуск для работы в электроустановках в соответствии с установленным на порядке и передать его оперативному персоналу для подготовки рабочего места.
3.2 Подготовку к ремонту электродвигателей следует осуществлять согласно условиям производства работ, указанным в наряде. Напряжение с электродвигателя необходимо снять, а питающий кабель заземлить.
3.3 Работы производятся соответствующим ремонтным персоналом, допущенным к данному виду работ, изучившим настоящую технологическую инструкцию.
3.4 Руководитель работ, производитель и допускающий перед началом работ проверяют правильность и качество подготовки рабочего места, правильность проведения организационных и технических мероприятий, направленных на безопасное проведение работ.
3.5 Перед началом работ рабочая зона должна быть убрана от посторонних предметов, на рабочих местах должны быть размещены необходимые: инструмент и оснастка.
3.6 При выполнении работ ремонтный персонал должен руководствоваться правилами охраны труда, указанными в таблице 1.1.
3.7 Рабочая зона должна быть освещена в соответствии с действующими правилами производства работ на АЭС.
3.8 При необходимости в наряде-допуске для работы в электроустановках указываются дополнительные меры безопасности при работе в зоне влияния электрического поля в строке «Отдельные указания».
3.9 При выводе в ремонт снятие напряжения с электродвигателя должен производить электротехнический персонал.
3.10 Перед началом работ оперативному персоналу произвести необходимые отключения и принять меры, препятствующие ошибочному или самопроизвольному включению электродвигателя (разобрать цепи оперативного тока).
3.11 Вывесить запрещающие плакаты «Не включать! Работают люди».
3.12 Проверить отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для защиты людей от поражения электрическим током.
3.13 Установить заземления, вывесить указательные плакаты “Заземлено”.
3.14 При работе на участках отключенных токоведущих частей электроустановок для снятия наведенного потенциала они должны быть заземлены. Прикасаться к отключенным, но не заземленным токоведущим частям без средств защиты не допускается. Ремонтные приспособления и оснастка, которые могут оказаться изолированными от земли, также должны быть заземлены.
3.15 После отключения электродвигателя дежурным персоналом цеха на ключ или кнопку управления остановленного электродвигателя должен быть вывешен запрещающий плакат «Не включать! Работают люди».
3.16 Оградить рабочее место сигнальной лентой (при необходимости).
3.17 Измерение сопротивления изоляции мегаомметром должно осуществляться на отключенных токоведущих частях, с которых снят заряд путем предварительного их заземления. Заземление с токоведущих частей следует снимать только после подключения мегаомметра.
3.18 Измерять сопротивление изоляции мегаомметром может работник, имеющий группу III.
3.19 При измерении мегаомметром сопротивления изоляции токоведущих частей соединительные провода следует присоединять к ним с помощью изолирующих держателей (штанг). В электроустановках напряжением выше 1000 В, кроме того, следует пользоваться диэлектрическими перчатками.
3.20 При работе с мегаомметром прикасаться к токоведущим частям, к которым он присоединен, не разрешается. После окончания работы следует снять с токоведущих частей остаточный заряд путем их кратковременного заземления.
3.21 Перед началом разборки любого соединения его необходимо протереть и при необходимости промыть моющим составом.
3.22 При разборке и сборке оборудования следует пользоваться только исправным стандартным и специальным инструментом. Запрещается при затяжке болтов и гаек наращивать ключи трубами.
3.23 Не допускать при разборке нанесения ударов по деталям. Не пользоваться зубилом и молотком для отвинчивания гаек и болтов.
3.24 При разборке и сборке электродвигателей необходимо следить за чистотой рабочей зоны и принимать все меры, предупреждающие возможность повреждения рабочих поверхностей деталей.
3.25 Снятые узлы, элементы и детали оборудования должны быть уложены в специальные контейнеры, покрытые чистой бумагой, или уложены на деревянные подкладки для исключения повреждения.
3.26 Отдельные мелкие детали оборудования (крепеж, прокладки, болты, шпильки) должны складываться в специальные поддоны для предотвращения случайного попадания во внутренние полости.
3.27 Перед осмотром детали, требующие очистки от старой смазки и грязи необходимо промыть нефтяным растворителем «Нефрас-С2-80/120».
3.28 При осмотре деталей, сборочных единиц после разборки, необходимо установить их состояние, характер приработки, при необходимости определить размеры деталей, зазоры в трущихся парах, то есть провести их полную дефектацию согласно Приложению А настоящей ТИ.
3.29 При обнаружении дефектов (повреждений) в обязательном порядке должен быть поставлен в известность мастер бригады, выполняющей работы, старший мастер участка, которому принадлежит данное оборудование. Составлен акт дефектации и определен дополнительный объем работ по устранению дефекта.
3.30 До сборки устранить дефекты. Дефектные детали должны быть заменены новыми при поломках, трещинах, задирах, износах сверх предельно-допустимых величин при эксплуатации, при выработке установленного ресурса до замены.
3.31 Перед сборкой детали должны быть промыты растворителем «Нефрас-С2-80/120».
3.32 При сборке необходимо следить за правильным подбором деталей и их расположением в электродвигателях в соответствии с чертежами (рисунками) и маркировками, принять меры, исключающие неверную сборку деталей.
3.33 Трущиеся поверхности всех деталей перед сборкой необходимо смазать смазкой «Циатим 221».
3.34 При сборке электродвигателей на все резьбовые соединения необходимо наносить смазку «Циатим 221» для исключения задиров резьбы.
3.35 Рекомендуется при сборке заменять снятые прокладки. Прокладки изготавливать из паронита ГОСТ 481-80. Все паронитовые прокладки перед установкой должны быть протёрты сухим графитом.
3.36 При ремонте, если работа не закончена, наряд-допуск ежедневно прикрывается, рабочее место убирается, знаки, плакаты и ограждения сохраняются.
3.37 Перед началом работы на следующий день производитель должен убедиться в целости и сохранности оставленных плакатов, ограждений, а также - надежности заземлений.
3.38 Каждую смену, по окончанию работ, производитель работ обязан организовать уборку рабочего места. По окончании рабочего дня и на выходные дни запрещается оставлять на рабочем месте инструмент, приспособления, ветошь. При ремонте производитель (руководитель) работ должен обращать особое внимание ремонтного персонала на соблюдение мероприятий, исключающих попадание в оборудование посторонних предметов.
Перед пуском электродвигателя, в том числе и перед опробованием, должны быть соединены двигатель с приводным механизмом, установлены все ограждения движущихся частей, сняты знаки безопасности, убран инструмент и материалы и выведены люди с места работ.
3.39 После опробования электродвигателя (при необходимости продолжения работ на нем) рабочее место вновь подготавливается согласно условиям проведения работ, указанным в наряде-допуске.
3.40 Производитель работ обязан осуществлять постоянный контроль выполнения всеми членами бригады требований, указанных в данной ТИ.