Техническое обслуживание вводов.
Мероприятия поддержки работоспособности вводов на протяжении всего срока службы.
- Проверка перед началом эксплуатации:
- надежности заземления измерительного и специального выводов с выносными баками давления, крепления соединительных трубок и манометра, открытого положения вентилей, наличие пломб на них, значение давления во вводе;
- у негерметичных вводов – уровень масла во вводе и масляном затворе, состояние воздухоосушительного фильтра (при его наличии), наличие пробок на отверстиях расширителя.
- Внешний осмотр и проверка в процессе эксплуатации:
- уровня масла в негерметичном вводе по маслоуказательному стеклу расширителя;
- значение давления масла во вводе (по манометру);
- целостность фарфора (отсутствие сколов, трещин);
- отсутствие течи масла в месте соединений и уплотнений;
- уровня загрязнения изоляции или ее отсутствие;
- отсутствие потрескивания, звуков разрядов и др.;
- состояние и цвет силикагеля в воздухоосушительном фильтре негерметичного ввода.
- Отбор проб масла на химический анализ, ХАРГ, замена масла, регулирования давления, уровня масла в негерметичных вводах, замена манометров и вентилей, измерения tg d, С, R 60 .
- В объем текущего ремонта входит (приложение А) выполнение мероприятий согласно 8.1.1- 8.1.2, отбор проб масла согласно 9.4 и его проверка 9.5.; выполнение, по необходимости, работ согласно 8.2 и 8.3, профилактические испытания.
8.2. Техническое обслуживание негерметичных вводов.
- В случае необходимости производится доливка масла во ввод. Доливаемое масло должно иметь характеристики, приведенные в таблице 9.1. (пп. 1-7).
Условное расположение отверстий в расширителе вводов, используемых во время доливки, приведено на рисунке 5.
Рисунок №5.
Схема расположения отверстий для пробок на расширителе.
Масло во ввод доливается с помощью лейки через отверстие 2 пробки ДК.
Для выхода воздуха во время доливки масла необходимо выкрутить пробку ВК из отверстия 6. Если такая пробка не предусмотрена конструкцией ввода, тогда масло доливается с помощью лейки.
Доливать масло во ввод можно также через маслоотборное устройство с помощью насоса, соединенного с вводом промежуточным бачком с маслом. Для выхода воздуха при этом способе доливки необходимо открыть пробку ВК или, в случае ее отсутствия, пробку ДК.
Если масло доливается через маслоотборное устройство с помощью насоса, тогда необходимо принять меры, исключающие течи масла из ввода и попадания в него воздуха. Для этого перед тем, как открыть пробку маслоотборного устройства, в промежуточном бачке создается излишнее давление от 0,01 до 0,02 МПа и масло поступает небольшими порциями. Применение сальниковых насосов, которые подкачивают воздух, не допускается.
- Замену масла в гидравлических затворах негерметичных вводов необходимо проводить в следующие сроки:
- во вводах напряжением 110 кВ, которые не имеют воздухоосушительных фильтров – не реже одного раза в два года;
- во вводах напряжением 110 кВ, которые имеют воздухоосушительные фильтры – не реже одного раза в четыре года.
Для замены используется такое же масло, как и для доливки во ввод.
- Для замены масла в гидравлическом затворе ввода необходимо выкрутить пробку Уз отверстия 3, которое определяет уровень масла в затворе, и пробку СЗ, предназначенную для слива масла, из отверстия 4. Слить масло.
Для заполнения маслом гидравлического затвора (пробку СЗ с уплотнением необходимо заранее поставить на место) в отверстие 1 вместо временно удаленной пробки ДЗ необходимо вкрутить штуцер с резьбой 1М14х1,5, соединенный резиновым шлангом с баком, заполненным маслом и расположенным выше уровня расширителя. Потом выкрутить пробку ДК.
Заливка затвора маслом продолжается до тех пор, пока масло не будет вытекать из отверстия 3, определяющего уровень масла в затворе.
После окончания заливки масла пробки У, ДК и ДЗ устанавливаются на место и уплотняются.
- При изменении цвета индикаторного силикагеля на розовый (на 3/4 высоты стекла воздухоосушителя) необходимо заменить силикагель в воздухоосушительном фильтре. Воздухоосушитель необходимо заполнить сухим силикагелем марки КСМ (ГОСТ 3956-76Е), цеолит марки NaA, с добавкой в смесь индикаторного силикагеля, изготовляемого согласно с действующими стандартами.
Технологию восстановления и приготовления индикаторного силикагеля приведена в приложении Б.
8.3. Техническое обслуживание герметичных вводов
- Ввод должен постоянно находиться под избыточным давлением. Во время осмотров оборудования распределительных устройств необходимо контролировать давление во вводе. Вентили вводов в рабочем положении должны быть опломбированы.
Значение давления во вводе, температуру верхних слоев масла в трансформаторе (реакторе) при средней температуре окружающей среды необходимо фиксировать в эксплуатационной документации не меньше одного раза в месяц.
8.3.2. При эксплуатации вводов свести до минимума число операций по регулированию давления.
Избыточное давление масла во вводе должно находиться в пределах от 0,01 до 0,3 МПа (от 0,1 – 3,0 кгс/см2). При увеличении давления выше 0,3 МПа (3 кгс/см2) или снижение до значения ниже 0,01 МПа необходимо снять напряжение.
8.3.3. При увеличении давления во вводе выше 0,3 МПа необходимо:
- осмотреть ввод, отобрать пробу масла на ХАРГ, выполнить сокращенный химический анализ, внеочередной замер тангенса угла диэлектрических потерь (tg δм) и емкость изоляции ввода С;
- испытать ввод согласно разделу 10;
- при положительных результатах испытаний и удовлетворительных результатах анализа пробы масла снизить давление во вводе с учетом гидравлической системы ввода и указаний заводской документации.
- При появлении тенденции снижения давления во вводе необходимо:
- осмотреть ввод, проверить места уплотнений, при обнаружении течи масла устранить ее;
- отрегулировать давление во вводе с учетом гидравлической системы ввода.
Выполнение работ согласно 8.3.3 или 8.3.4 фиксировать в эксплуатационной документации согласно 3.4.
- При снижении давления во вводе до нуля и выявленном оголении изоляции остова ввод необходимо заменить.
- Давление масла в верхней точке ввода Р0 должно соответствовать кривой MN (относительно температуры окружающей среды) и определяться по формуле:
Р0 = , МПа,
где Р – показания манометра, МПа (кг/см2);
ϑ - плотность масла, равная 0,9 г/см3 ;
Н - расстояние между манометром и верхней точкой ввода, м.
- При регулировании давления во вводе на оборудовании, температура масла которого превышает температуру окружающей среды, значения давления, которое устанавливается во вводе, определяется по кривой MN относительно температуры, которое определяется по формуле:
, °С,
где Тв – температура окружающего воздуха, °С;
Тм – температура верхних слоев масла в трансформаторе, °С.